Новости KPRF.RU
Лидер якутских коммунистов Виктор Губарев поздравил читателей сайта «КПРФ.ру» с Днем Арктики


От имени Якутского рескома КПРФ и фракции КПРФ в Госсобрании (Ил Тумэн) РС(Я) сердечно ...

Дмитрий Новиков: Мировое значение опыта китайской модернизации будет неуклонно расти


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Комитета ...

Программа «Темы дня» (18.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Лидер КПРФ Геннадий Зюганов и кандидат в президенты от компартии Николай ...

Борьба продолжается!


18 марта в ИА ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная итогам прошедших выборов ...

Г.А. Зюганов: В ходе выборной кампании посеян хороший будущий урожай


Лидер КПРФ - с политическим обозревателем KP.RU Александром Гамовым - Геннадий Андреевич, ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Андрей Левченко: «Рассчитывали на здравый смысл депутатов»

Внеочередная сессия Законодательного собрания Иркутской области, прошедшая 25 апреля, похоже, может претендовать на одно из наиболее значимых политических событий текущего года. Ведь именно в ходе этой сессии было сдвинуто с места решение ряда вопросов, о которых говорилось последние несколько лет. Речь идет об изменении схемы выборов мэра областного центра, а также о нововведениях относительно процедуры досрочного голосования на муниципальных выборах. Подробностями о том, как проходила эта внеочередная сессия, делится Андрей Левченко, руководитель фракции КПРФ в ЗС — именно представители этой фракции выступили с инициативой о проведении внеочередной сессии, а также сформировали ее повестку.

Андрей Левченко: «Рассчитывали на здравый смысл депутатов»

— Андрей Сергеевич, с какой целью созывалась внеочередная сессия?

— Для того чтобы дать наконец ход ряду инициатив, которые депутаты ЗС долгое время отказывались рассматривать. В первую очередь это касается законопроекта о возвращении прямых выборов мэра Иркутска, который губернатор внес в парламент еще год назад, при предыдущем созыве депутатского корпуса. Тогда законопроект успел только пройти комитет по госстроительству, получил положительное заключение, которое гласило: рекомендовать депутатам Заксобрания рассмотреть инициативу и принять в первом чтении. На этом движение законопроекта и остановилось — ни в прошлом, ни в нынешнем созыве руководство ЗС не ставило вопрос в повестку проводимых сессий.

— Чем это объяснялось?

— В первую очередь простым нежеланием. От нас не скрывали, что политика федеральной власти сейчас не рекомендует допускать прямые выборы мэров в крупных городах. Действительно, если провести анализ, то во многих региональных центрах прямые выборы мэров заменены иными механизмами. Насколько я понимаю, это полностью устраивает федеральный центр.

— Тем не менее фракции КПРФ удалось вынести вопрос на рассмотрение…

— Мы понимали, что если не будем жестко настаивать, то инициатива так и останется без движения. Поэтому пришлось собирать подписи депутатов, как нашей фракции, так и других, с требованием о проведении внеочередной сессии. Ее повестку составили четыре вопроса. Помимо инициативы о возвращении прямых выборов мэра Иркутска, был также внесен альтернативный законопроект по сити-менеджеру и два законопроекта об изменении системы досрочного голосования в городских округах. Вопрос по «досрочке» также актуален — в этом году в Иркутской области пройдет 64 муниципальных избирательных кампании, в том числе в крупных городах.

— Возникали ли препятствия для проведения внеочередной сессии?

— Я бы сказал, что нам пытались создать определенные неудобства. Дату внеочередной сессии утверждает руководство ЗС — как вы помните, первое заседание было назначено на 10 утра 10 апреля — за час до ежегодного послания губернатора Иркутской области. Это крайне неудобное время было выбрано по причинам, о которых можно только догадываться. Согласно регламенту, руководство ЗС могло выбрать любой другой день с 10 по 16 апреля. Мы, в свою очередь, предлагали дату 15 апреля, но заседание назначили на десятое. В итоге рассмотреть все вопросы не удалось, и внеочередную сессию перенесли на 25 апреля.

— И это заседание началось весьма неожиданно…

— Действительно, без каких-либо предварительных уведомлений депутат от «Единой России» Виталий Перетолчин внес еще один законопроект, касающийся выборов мэра Иркутска.

— Политические наблюдатели считают, что этот шаг был неким отвлекающим маневром, дымовой завесой. Согласны с этим утверждением?

— Думаю, что этот вариант также имел место быть. Но важнее другое — внесением данного законопроекта «Единая Россия» пыталась первые два вопроса о выборах мэра вообще снять с повестки сессии. Мы сразу же озвучили и начали отстаивать свою аргументированную позицию. Подобный «трюк» невозможен с точки зрения регламента работы ЗС. В день сессии вносится в секретариат какой-то документ, со слов депутата мы слышим, что документ является законопроектом, при этом на руках у нас нет даже копий. Но руководство ЗС это не смущает, оно утверждает, что это альтернативный закон, а значит первые два необходимо снять с повестки до того момента, как инициатива получит все необходимые заключения. Получается, что подобным образом можно парализовать все проводимые сессии, просто внося в начале их проведения альтернативные законопроекты. Иначе как абсурдом ситуацию не назовешь. В результате нашей настойчивости инициатива была отозвана самим автором, сорвать сессию и отложить вопрос об изменении системы выборов мэра областного центра у «Единой России» не получилось.

— Какой результат был достигнут?

— Депутаты ЗС приняли в первом чтении законопроект о введении в Иркутске института сити-менеджера. Он предполагает следующий механизм: мэр города будет, как и сейчас, выбираться городской думой, но не из состава депутатов, а из списка кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по определенным критериям.

— По какой причине не удалось принять инициативу губернатора?

— Голосование за возврат прямых выборов набрало всего 19 голосов, что меньше необходимого для принятия минимума в 23 голоса. Для нас это был основной вариант, мы проводили до сессии переговоры с членами других фракций, пытались убедить их в том, что голосовать нужно за прямые выборы, рассчитывали на здравый смысл депутатов. Однако эту инициативу коллеги не поддержали, ход был дан нашему запасному варианту с сити-менеджером, который набрал 27 голосов.

— Почему была предложена именно такая форма, с сити-менеджером?

— В федеральном законодательстве существует всего три варианта избрания мэров городов. Первый и самый логичный — прямые выборы, второй — тот, который действует сейчас в Иркутске, и третий вариант — депутаты местной думы выбирают из списка, представленного специальной комиссией.

— Чем этот вариант лучше существующего?

— Он позволяет рассматривать кандидатуры не только из узкого круга депутатов думы. В Иркутске живет и работает множество достойных людей с хорошей репутацией, руководящим или политическим опытом, готовых стать мэром. Но далеко не все из них готовы идти по длинному пути — сначала становиться депутатом, а потом бороться за пост мэра. Еще один момент — при действующей схеме мэром может стать человек, который не будет соответствовать должности. Сейчас депутатом может стать кто угодно, набрав всего лишь порядка 1 тыс. голосов. Как набираются эти голоса — вопрос отдельный, а кто сегодня представлен в думе, видят все иркутяне. Среди депутатов — люди, скрывающие свои доходы и имущество, имеющие проблемы с законом, проходившие по серьезным уголовным делам. И им при этом не запрещено баллотироваться на пост мэра. Хотят ли иркутяне этого? Я думаю, что нет, поэтому мэром должен стать человек, соответствующий определенным и очень жестким критериям. Наконец, третий фактор — при действующей системе мэром может стать человек, который имеет определенное влияние на остальных депутатов, финансовое или какое-то иное.

Таким образом, при вступлении в силу законопроекта о сити-менеджере все эти риски удастся исключить. Специальная комиссия, сформированная наполовину из представителей областного правительства, наполовину из представителей думы Иркутска будет отбирать и представлять на утверждение кандидатов.

— На сессии также был принят в первом чтении закон «о досрочке». В чем его особенность?

— Мы все видели, как в последние годы проходят муниципальные выборы. На них по полной задействуются манипуляции с досрочным голосованием, подвозами, скупкой голосов и так далее. Согласно нашей инициативе, на муниципальных выборах в городских округах досрочное голосование сохраняется. Но досрочное голосование в течение 10 дней до даты выборов будет не в одной из многочисленных участковых комиссий, как раньше, а лишь в единственной в городе муниципальной избирательной комиссии. Это позволит оперативно пресекать все нарушения выборного законодательства. Думаю, что с вступлением закона в силу в Иркутской области на муниципальных выборах в городах наконец прекратится подвоз избирателей. Считаю, что ничего не препятствует, чтобы это изменение областного закона о выборах было принято в окончательном чтении 15 мая и измененная система начала действовать уже на выборах в этом году.

— А какие перспективы с законом о сити-менеджере?

— По прогнозам мне сложно сказать, так как сейчас законопроект отправлен на обсуждение в профильный комитет, скорее всего к нему будут рассматриваться поправки. Но я в любом случае уверен, что следующий мэр Иркутска будет избираться по этой новой системе, даже если закон будет дорабатываться до августа и сентября.

Буду надеяться также на то, что в дальнейшем руководство Заксобрания сможет более конструктивно работать со всеми фракциями и в первую очередь с нашей. Никому не нужны скандалы и конфликты, мы были избраны для того, чтобы сообща работать на благо всех жителей Иркутской области.

Олег УСОВ
Источник: Издательский дом «Восточная Сибирь»
законодательное собрание, Левченко Андрей, интервью

6 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########