Новости KPRF.RU
О подготовке к 100-летию образования Союза ССР


Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новикова Уважаемые товарищи! Принимая ...

«Об итогах избирательной кампании 2021 года и задачах партии по укреплению завоеванных позиций»


Выступление Первого заместителя Председателя ЦК КПРФ И.И. Мельникова 23 октября 2021 г. ...

Десять шагов к власти народа.


К СССР — Сильной, Справедливой, Социалистической Родине! Предвыборная программа ...

Дмитрий Новиков: «Саммит демократий» – это способ США размыть роль ООН в условиях новой холодной войны


24 ноября Госдеп обнародовал список участников предстоящего "саммита ...

Геннадий Зюганов: Рашкина достаточно было оштрафовать, но ему шьют уголовку


25 ноября Госдума проголосовала за лишение депутатского иммунитета Валерия Рашкина ...

Архивы публикаций
«    Ноябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
13 ноя 16:41в области

Л.С. Беляев. «Балансо-обусловленное повышение» розничных цен на предметы потребления и платные услуги (продолжение)

5. Механизм балансо-обусловленного повышения розничных цен в социалистическом производстве

Л.С. Беляев. «Балансо-обусловленное повышение» розничных цен на предметы потребления и платные услуги (продолжение)

Теперь, после сделанных пояснений, обратимся к интерпретации уравнений (1)-(8) применительно к социалистическому производству.

Можно сохранить разделение социалистической экономики (и общества) на четыре подразделения или сферы:

1) подразделение группы «А» производственной сферы по производству средств производства;

2) подразделение группы «Б» той же сферы по производству предметов личного потребления;

3) сфера платных услуг;

4) непроизводственная сфера.

Их состав, естественно, изменится по сравнению с капиталистическим производством, в частности, сократится сфера платных услуг и расширится непроизводственная сфера. Однако, мы не будем подробно анализировать здесь состав подразделений и сфер. Важно, чтобы соблюдались два условия (или обстоятельства). Во-первых, выплата зарплаты V_iв этих четырех подразделениях и сферах (включая социальные выплаты пенсий, пособий и т.п. в непроизводственной сфере) за определенный период времени должна составлять весь денежный доход населения страны за этот период, т.е. должно соблюдаться равенство (5).

Во-вторых, продукция подразделения «Б» (предметы личного потребления) и сферы платных услуг должна охватывать все направления расходования денег населением. Приобретение именно этой продукции составляет денежные расходы населения, входящие в денежный баланс страны, и розничные цены именно этой продукции требуют «балансо-обусловленного повышения» M для обеспечения баланса, см. уравнение (8).

Уравнения (1)-(4) характеризуют в социалистическом производстве полные затраты труда овеществленного C_i" " и живого V_iв соответствующих подразделениях и сферах за рассматриваемый период времени. В социалистическом производстве, как уже указывалось, затраты труда могут измеряться выплаченной зарплатой, поэтому V_iвыражает одновременно и затраты живого труда, и выплаченную зарплату, а C_i" " – затраты овеществленного труда, измеряемые по трудоемкости, или себестоимости (в «учетных» ценах), израсходованных материалов, энергии и других средств производства. Величины L_iвыражают общую трудоемкость продукции соответствующих подразделений и сфер (в «учетных» ценах). Величина ∆Cпредставляет накопление средств производства (в «учетных ценах) для расширения производства во всех четырех подразделениях и сферах. Все эти величины определяются при планировании производства на очередной период времени.

Необходимо сделать оговорку в отношении непроизводственной сферы, где не производятся материальные продукты, а лишь затрачиваются живой труд и средства производства для обеспечения государственных обязанностей, общественных и социальных нужд, бесплатных услуг и т.п. Непроизводственная сфера является фактически сферой общественного потребления, и величину L_4 лучше назвать просто «затратами труда», а не «трудоемкостью».

В политэкономии социализма (см., например, [11]) вводятся понятия «труд для себя» - для обеспечения личных потребностей трудящихся (и членов их семей) и «труд для общества» - для обеспечения общественных (и общегосударственных) потребностей, обязанностей или нужд вместо понятий «необходимый труд» и «прибавочный (неоплачиваемый) труд» в политэкономии капитализма. Как уже неоднократно указывалось ранее, при социализме (особенно «зрелом») труд оплачивается полностью в соответствии с принципом «каждому по труду». Прибавочный (неоплаченный) труд, создающий прибавочную стоимость товаров, присваиваемую капиталистом («труд для капиталиста»), при социализме просто отсутствует. Поэтому, каждый труженик в социалистическом обществе совершает два вида труда: «для себя» и «для общества». Рассмотрим, что они из себя представляют для отдельного работника и на уровне всего общества.

Для отдельного работника «труд для себя» измеряется полученной им заработной платой, которая является денежным эквивалентом совершённого труда с учетом его сложности («качества»). Иными словами, зарплата характеризует трудовой вклад каждого работника в труд всего общества. Одновременно, по выплаченной зарплате может оцениваться трудоемкость" "(c+v) производства всех видов продукции (и предоставления услуг), а по трудоемкости назначаться «учетные» цены продуктов, характеризующие затраты труда. Эти «учетные» цены используются при проведении плановых и других экономических расчетов.

На уровне всего общества «труд для себя» (заработная плата) будет формировать вместе с социальными («нетрудовыми») выплатами приходную часть денежного баланса населения страны, см. уравнения (5) и (8). И, как было показано ранее, суммарный денежный доход населения Vпревышает трудоемкость производства (в «учетных» ценах) всех предметов личного потребления L_2и предоставления всех платных услуг L_3, см. неравенство (6) и уравнение (8).

Это превышение M(в целом по стране) представляет собой, как раз, рассматриваемое суммарное «балансо-обусловленное повышение» розничных цен всех предметов личного потребления и тарифов на все платные услуги. Если в капиталистическом производстве это повышение происходит «стихийно» на рынках товаров и образует прибыль многих экономических субъектов, то в социалистическом производстве это повышение должно устанавливаться государством при централизованном назначении розничных цен (и тарифов), а доход от повышения поступает в государственный бюджет для финансирования общественных потребностей и общегосударственных нужд.

Уравнение (8) можно записать по-другому:

∑_(i=1)^4▒〖V_i=(L_2+L_3 )+(L_4+∆C),〗 " "(12)

где сумма в первой скобке равна трудоемкости производства всех предметов личного потребления L_2и предоставления всех платных услуг L_3, т.е. выражает фактически «труд для себя» у всего общества в целом, а сумма во второй скобке – представляет затраты труда в непроизводственной сфере (или сфере общественного потребления) L_4и накопление для расширения производства ∆C, т.е. фактически включает суммарный «труд для общества» по стране в целом.

Следовательно, в социалистическом производстве четко выделяется «труд для себя» в виде заработной платы каждого работника и общей трудоемкости всех предметов личного потребления и платных услуг для общества в целом. А «труд для общества» по стране в целом равен рассматриваемому «балансо-обусловленному повышению розничных цен:

M=" " L_4+∆C. (13)

Это повышение слагается из повышений μна отдельные предметы личного потребления и услуги в формуле (9а), умноженных на объемы производства этих предметов потребления и услуг. Методология назначения розничных цен будет рассмотрена в следующем разделе статьи.

Таким образом, выявилась интересная взаимосвязь – повышение розничных цен на предметы личного потребления и тарифов на платные услуги, которое необходимо для соблюдения денежного баланса страны (12), является одновременно суммарным «трудом для общества» для страны в целом (13). Эта взаимосвязь легко объяснима: в социалистическом производстве при полной оплате труда и отсутствии капиталистической прибавочной стоимости («труда для капиталиста») все, что не связано с производством предметов личного потребления и предоставлением платных услуг, делается в интересах всего общества (в непроизводственной сфере, в сфере бесплатных услуг, для расширения производства и т.п.).

Оплата «труда для общества» совершается из государственного, а также региональных и местных бюджетов, куда поступают доходы от «балансо-обусловленного повышения» розничных цен. В СССР это был «налог с оборота», введенный на предметы личного потребления в начале 1930-х гг. Он был основной статьей доходов бюджета в 1930-1950-е гг., в периоды индустриализации страны, Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства. Путем повышения розничных цен (сверх себестоимости) решается сразу две проблемы:

1) обеспечивается соблюдение денежного баланса страны (этот баланс должен обязательно выполняться аналогично законам природы);

2) консолидируется «труд для общества» в бюджете государства (для финансирования социальных и общегосударственных расходов).

Нужно отдать должное советским экономистам 1930-х годов, которые осознали эти проблемы и нашли эффективный путь их решения для социалистической экономики.

Отметим еще ряд моментов (положений), связанных с «балансо-обусловленным повышением» розничных цен:

1. При повышении розничных цен труд для общества совершают трудящиеся всех сфер общества. Каждый член общества получает зарплату v, равную количеству и качеству совершённого им труда, но, ввиду повышения розничных цен, на эту зарплату он может приобрести предметов потребления (и услуг), общая трудоемкость которых l_(п"." п"." )меньше, чем совершённый труд v. Общая трудоемкость приобретенных предметов (и услуг) будет выражать его фактический «труд для себя», а разница (v-l_(п"." п"." ))будет представлять его «труд для общества» Т_общ"." :

v-" " l_(п"." п"." )=" " Т_общ"." . (14)

Доля труда для общества в общем труде, совершённом каждым тружеником, может быть различной. Она будет зависеть от состава приобретенных предметов (и услуг), так как степень повышения розничных цен над трудоемкостью (себестоимостью) разных предметов (и услуг) может быть различной. Однако, труд для общества (14) совершает каждый трудящийся.

Это – важное положительное качество рассматриваемого «балансо-обусловленного повышения» розничных цен, которое ставит в равные условия оценку и оплату труда всех членов социалистического общества, вне зависимости от места их работы.

2. Требующееся повышение розничных цен будет зависеть от планируемых объемов производства предметов личного потребления и услуг, так как расходы населения представляют произведение объемов закупаемых предметов или услуг на их розничные цены. Если суммарную стоимость всех предметов личного потребления (в запланированных объемах и по установленным розничным ценам) обозначить Ц_2, а всех запланированных платных услуг -Ц_3, то должно удовлетворяться неравенство:

(Ц_2+Ц_3 )>(V_1+V_2+V_3+V_4). (15)

Неравенство необходимо, чтобы имелся запас денежных средств у государства на случай, если не все запланированные предметы потребления (и услуги) найдут спрос у населения (и на них в последующем придется снижать цены).

Соблюдение неравенства (15), уточняющего уравнения (8) и (12), является главной причиной «балансо-обусловленного повышения» розничных цен и главной трудностью в их централизованном установлении. Сначала должны быть запланированы объемы производства предметов личного потребления (и услуг), обеспечивающие все повышающийся жизненный уровень населения. Затем – оценены затраты труда (выплата зарплаты V_i) в четырех сферах деятельности социалистического общества. И только после этого может решаться грандиозная задача установления розничных цен и тарифов на тысячи видов предметов личного потребления и платных услуг (см. следующий раздел статьи).

3. При назначении розничных цен может и должна учитываться социальная значимость конкретных предметов потребления и услуг. Это позволит уменьшить материальное неравенство трудящихся, неизбежное при социализме при распределении предметов потребления «по труду», - известно, что люди обладают разными физическими и интеллектуальными способностями, имеют различный состав семьи и др. В наибольшей тепени должны повышаться розничные цены на алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши, новые дефицитные предметы и т.п. В то же время, на другие социально значимые предметы (например, лекарства, детскую одежду и школьные принадлежности) розничные цены могут назначаться ниже «учетных» цен. Затраты труда («учетные» цены) играют здесь только второстепенное значение. Главное – социальная значимость предметов потребления и услуг, и соблюдение денежного баланса (15).

6. Методология ценообразования при «зрелом» социализме

По результатам анализа, проведенного выше, установлено два вида централизованно назначаемых цен:

1) основные «учетные» цены на все виды продукции – средства производства и предметы потребления  для планирования и других экономических расчетов;

2) розничные цены на предметы потребления, а также платные услуги – для продажи их населению.

Рассмотрим подробнее методы определения этих цен.

Основные «учетные» цены, как указывалось выше, устанавливаются по трудоемкости (или себестоимости) производства продуктов – по формуле (11). Трудоемкость слагается из затрат живого и овеществленного труда, оцениваемого выплаченной зарплатой. В общих чертах методика определения трудоемкости достаточно проста и ясна – необходимо наладить тщательный учет заработной платы, выплачиваемой по всей производственной «цепочке» изготовления продукта, с последовательным превращением живого труда в овеществленный.

Очевидно, что требуется также постоянное совершенствование методологии оценки и оплаты труда разных профессий и должностей. Основные «учетные» цены будут характеризовать действительные затраты живого и овеществленного труда настолько хорошо и полно, насколько совершенна применяемая методология оценки труда при выплате заработной платы. Чем лучше и полнее реализуется принцип «каждому по труду», тем больше эти цены отражают фактические затраты труда.

Для установления «учетных» цен на все виды продукции в соответствии с их трудоемкостью необходима очень развитая государственная информационная система учета затрат труда и статистики. Эта система должна охватывать все производственные и региональные объединения предприятий, а также определять среднюю (среднеотраслевую) трудоемкость однотипных продуктов, производимых на нескольких предприятиях. Она дополняется специальными информационными системами учета труда предприятий. Одновременно, в эту систему будут поступать сведения от проектных организаций о трудоемкости продукции новых предприятий, строительство которых будет рассматриваться в общих планах развития и функционирования экономики страны.

Установление «учетных» цен производится централизованно государственными органами по ценообразованию (комитетами, отделами) с привлечением специализированных научно-исследовательских институтов. На промежуточные виды продукции (полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.п.), производимые и используемые в рамках одного объединения предприятий, цены могут устанавливаться отделом по ценообразованию этого объединения. Естественно, органы по ценообразованию используют только что отмеченную информационную систему учета и статистики. «Учетные» цены продукции должны снижаться по мере совершенствования производства и роста производительности труда.

Существенно иной будет методология назначения розничных цен на предметы потребления и платные услуги по формуле (9а). Во-первых, исходной величиной для назначения розничной цены конкретного предмета потребления, естественно, служит его «учетная» цена – трудоемкость (c+v), входящая в формулу (9а). Фактически необходимо определить третье слагаемое этой формулы – «балансо-обусловленное повышение» μ.

Во-вторых, приходится констатировать, что отсутствует какой-либо единый для всех предметов потребления алгоритм определения «налога с оборота». Для каждого отдельного предмета потребления эта наценка, в принципе, может быть любой – большей или меньшей и даже отрицательной. Каких-либо объективных (внешних, экономических, методических) ограничений на величину розничной цены отдельного предмета потребления не существует. Однако, должны выдерживаться определенные общие тенденции или требования:

 должна учитываться социальная значимость конкретных предметов потребления и услуг, о чем уже говорилось выше;

 необходимо учитывать соотношения спроса и предложения – снижать розничную цену при избытке какого-то предмета потребления, и наоборот, повышать при его дефиците.

В-третьих, розничные цены будут зависеть, как уже отмечалось, от общих объемов производства предметов потребления и предоставления услуг. Чем больше будут эти физические объемы, тем меньше потребуется увеличивать розничные цены над «учетными» ценами. Объемы производства предметов потребления (продукции предприятий группы «Б») определяются в процессе составления годовых и перспективных планов развития народного хозяйства. Это – очень важная работа, обеспечивающая фактически выполнение основного экономического закона социализма – максимально возможное удовлетворение материальных и культурных потребностей всех членову общества [7,11]. Для этого должны составляться научно обоснованные прогнозы потребностей населения в различных продуктах с учетом статистических данных о продажах (спросе населения), опросов, заказов и др. Заметим, что при разработке планов производства используются основные «учетные» цены всех предметов потребления, а розничные цены устанавливаются или уточняются позднее по плановым и фактическим объемам производства. Следовательно, величина розничных цен и возможные ошибки в их назначении не влияют непосредственно на процесс планирования и качество (оптимальность) планов.

В-четвертых, при указанной «свободе» в назначении розничных цен на отдельные предметы потребления (и услуги) необходимо, вместе с тем, выдержать общее по стране условие (15) - сумма розничных цен всех предметов потребления и услуг, предлагаемых населению, должна превышать суммарные денежные выплаты населению, чтобы не создавался дефицит предметов потребления. Розничные цены должны снижаться по мере роста общественной производительности труда.

Методология назначения розничных цен на предметы потребления и платные услуги будет состоять в поиске и уточнении цен конкретных предметов и услуг, удовлетворяющих отмеченным тенденциям, общим требованиям и условиям. Очевидно, что эта задача допускает множество решений (не является однозначной). Несомненно также, что с учетом большой свободы в назначении розничных цен на конкретные (отдельные) предметы потребления и услуги такие решения существуют, могут быть найдены и систематически улучшаться. Об этом свидетельствует, в частности, опыт СССР в 1930-1950-е годы, особенно систематическое снижение потребительских цен в 1947-1954 гг. [12].

Установление розничных цен и их корректировка, включая снижение, - процесс длительный и практически непрерывный. Должны учитываться спрос населения и социальная значимость конкретных предметов потребления и услуг. Естественно, в первую очередь нужно снижать цены на предметы потребления, оказавшиеся в избытке. Для дефицитных, в том числе новых предметов должны заблаговременно разрабатываться меры (планы) по увеличению их производства, т.е. снижение цен на предметы, пользующиеся спросом, должно сопровождаться увеличением объемов их производства.

Изменяя розничные цены с учетом социальной значимости конкретных предметов потребления и услуг, можно смягчать материальное неравенство трудящихся, еще неизбежное при социализме. Как уже указывалось, это неравенство обусловливается неодинаковыми физическими и интеллектуальными способностями трудящихся и различным составом их семей. Регулируя розничные цены, можно смягчать это неравенство, в дополнение к бесплатному («по потребностям») использованию фондов общественного потребления.

7. Заключение

1. Повышение розничных (или рыночных) цен на предметы личного потребления и платные услуги сверх затрат труда на их производство следует рассматривать как объективную экономическую закономерность, связанную с денежным обращением – необходимостью соблюдения баланса (примерного равенства) денежных доходов и расходов населения страны. Она по-разному проявляется в капиталистическом и социалистическом производствах, в капиталистическом – мало заметно, через соотношения спроса и предложения на множестве рынков всех товаров и под влиянием закона средней нормы прибыли, в социалистическом – более четко. В частности, в СССР в 1930-е гг. на предметы личного потребления были установлены двойные цены: по себестоимости, характеризующие затраты труда, и более высокие розничные цены для продажи населению.

2. В рыночной капиталистической экономике рассмотренное «балансо-обусловленное повышение» цен на предметы личного потребления μсоздает прибыль у производителя – собственника этих предметов. Эта прибыль имеет ряд особенностей:

 ее получение не требует от этого собственника особых усилий и затрат. Она достается ему, главным образом, за счет затрат и выплаты зарплаты в непроизводственной сфере – чем выше расходы в непроизводственной сфере, тем больше будет μ и соответствующая прибыль;

 благодаря закону средней нормы прибыли, цены будут повышаться не только на предметы личного потребления (и платные услуги), но и на средства производства, т.е. часть этой прибыли будет «перетекать» от предприятий группы «Б» к предприятиям группы «А»;

 этот вид прибыли (μ) каким-то сложным образом «взаимодействует» с прибавочной стоимостью товаров (m), образующийся из-за неполной оплаты труда. В этом отношении требуются дополнительные, более глубокие исследования.

В целом, под влиянием конкуренции и соотношения спроса и предложения на рынках товаров, а также закона средней нормы прибыли в капиталистической экономике:

 происходит повышение цен всех товаров (и предметов потребления, и средств производства) сверх издержек их производства;
 устанавливаются единые рыночные цены как
на средства производства, так и на предметы потребления (в социалистическом производстве на предметы личного потребления необходимо устанавливать две цены);

 «автоматически» соблюдается баланс денежных доходов и расходов населения страны.

В данной статье проведен лишь самый предварительный (поверхностный) анализ влияния на капиталистическое производство выявленной закономерности «балансо-обусловленного повышения» цен. Требуются дальнейшие исследования.

3. В социалистическом производстве необходимо, с одной стороны, устанавливать два вида цен: 1) основные «учетные» цены, характеризующие затраты труда, на производство всех видов продукции; 2) розничные, как правило, более высокие цены на предметы личного потребления (и платные услуги). «Учетные» цены нужны для плановых и других экономических расчетов, в которых затраты труда должны минимизироваться. Повышение розничных цен требуется для поддержания баланса (примерного равенства) денежных доходов и расходов населения страны.

С другой стороны, эти два вида цен приходится устанавливать централизованно (в «плановом порядке») путем расчетов по соответствующим методикам. Это создает трудности, но позволяет более эффективно управлять производством и распределением продукции.

Необходимо отметить, что до начала 1950х гг. теория социалистического производства развивалась в СССР в правильном направлении:

 были заложены основы (начáла) политической экономии социализма [11];

 введены понятия (или категории) «труд для себя» и «труд для общества» с отказом от использования понятий «прибавочный (неоплаченный) труд», «прибыль» и т.п., т.е. предполагалась полная оплата труда по социалистическому принципу «каждому по труду»;

 разработаны описанные здесь две системы ценообразования: а) по себестоимости на все продукты производства и б) более высокие (как правило) розничные цены на предметы личного потребления и др.

Это позволило чрезвычайно быстро провести индустриализацию страны и восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны, а также создать благоприятные условия для первых послевоенных пятилеток. К сожалению, со 2-й половины 1950-х гг. начались ошибки сначала в экономической теории, а затем и в проводимых экономических реформах.

4. «Труд для себя» характеризуется (оценивается) заработной платой, предназначаемой для личного потребления трудящегося (и его семьи). Оценка и сопоставление труда разных профессий, квалификации и должностей представляет значительные трудности, но, как показал опыт СССР, это осуществимо с приемлемой точностью (достоверностью).

Зарплата при социализме (при полной оплате труда), в свою очередь, характеризует затраты труда на производство различных видов продукции. Появляется возможность оценить себестоимость (или «трудоемкость») производства продукции, как сумму заработной платы, выплаченной на последней стадии производства продукта (живой труд v) и зарплаты, выплаченной раньше при производстве использованных материалов, энергии, сырья и др. (овеществленный труд c ).

По себестоимости, или трудоемкости (c+v)назначаются основные «учетные» цены всех видов продукции, которые характеризуют затраты труда и используются для плановых и других экономических расчетов. Для этого на всех предприятиях и производственных и региональных объединениях создаются информационные системы учета затрат труда, объединенные в единую государственную информационную и статистическую систему.

В масштабах всей страны труд для себя представляет суммарную трудоемкость производства всех предметов личного потребления L_2и предоставления всех платных услуг L_3, см. уравнения (1)-(8). Затраты труда в непроизводственной сфере L_4и на расширение производства ∆C являются суммарным по стране трудом для общества.

5. Труд для общества является в социалистическом производстве вторым видом труда, совершаемым каждым трудящимся. «Прибавочный (неоплаченный) труд» («труд для капиталиста») при социализме отсутствует, а планирование производства потенциально исключает ненужный (бесполезный) труд (ошибки, конечно, возможны).

В отношении механизма финансирования (оплаты) труда для общества, в СССР высказывались и применялись различные, в том числе ошибочные подходы. В начале 1930-х гг. был установлен «налог с оборота» на предметы личного потребления, который тождественен рассмотренному в статье «балансо-обусловленному повышению» розничных цен. Это было очень мудрое и правильное решение, обеспечившее и наполнение государственного бюджета для финансирования труда для общества, и поддержание денежного баланса страны. При этом вполне логично предполагалась полная оплата труда (без какой-либо «прибавочной стоимости») и оценка затрат труда («учетных» цен в нашей терминологии) по себестоимости производства продуктов. Одновременно, при повышении розничных цен труд для общества совершает каждый труженик вне зависимости от места работы (см. выражение (14) в разделе 5).

Во 2-й половине 1950-х годов возобладали ошибочные представления в экономической теории социализма. Накопления для расширения производства ∆C, а вместе с ними и весь труд для общества стали отождествлять с «прибавочной стоимостью». Вернулись к определению цен всех продуктов производства по формуле стоимости (с+v+m), где m рассматривалось как труд для общества. Ввели понятие «плановая прибыль», которая перечислялась в бюджет аналогично «налогу с оборота», в том числе и со средств производства. Научно обоснованной методики определения «плановой прибыли» для отдельных (конкретных) средств производства и предметов потребления, естественно, не существовало, и это внесло «сумбур» в ценообразование.

Таким образом, консолидация в государственном бюджете средств на оплату труда для общества через «балансо-обусловленное повышение» розничных цен во всех отношениях лучше, чем через недооплату труда, аналогично «прибавочной стоимости». Соответствующее уточнение (фактически – возврат к «налогу с оборота») необходимо внести в теорию политэкономии социализма.

Еще одной важной экономической ошибкой, по нашему мнению, явился возврат к концепции хозрасчета предприятий, требующий получения максимальной прибыли (эта концепция применялась в начальный период НЭП, а затем была отвергнута и заменена, как неприемлемая). Для экономики, состоящей из предприятий единой общенародной собственности, в принципе, невозможно разработать план, при котором все предприятия получают максимальную прибыль.

Эти и другие ошибки (см. [9,10]) привели к искажению цен и планов, а затем постепенно к расстройству всей советской экономики, что явилось одной из причин распада СССР. Можно уверенно утверждать, что при отсутствии этих экономических причин, при развитии экономики с темпами, которые были до середины 1950-х годов, и, тем более, при снижении розничных цен на предметы потребления, происходившем в 1947-1954 гг., крушения СССР не произошло даже при наличии других причин. Исправление этих ошибок экономического характера не представляет серьезных трудностей (фактически это возврат к тому, что было в 1930-1950-е годы в СССР). Сложнее исправить ошибки социально-политического плана, из-за которых было допущено разложение КПСС и предательство ее лидеров.

6. Кроме рассмотренных экономических причин распада СССР были еще внешние (интервенция, войны) и внутренние причины и обстоятельства идеологического и социально-политического характера. Они не рассматривались в данной статье, но им посвящено множество работ в постсоветский период, включая наши монографии [9,10]. Наиболее обстоятельный анализ причин гибели СССР проведен в [13-16].

Наши главные выводы состоят в том, что СССР распался из-за совместного действия нескольких причин. Если бы некоторые из них отсутствовали, то СССР продолжил бы свое развитие. В то же время анализ причин проведен еще недостаточный. Требуется авторитетная и компетентная рабочая группа специалистов различных наук. Эта очень важная работа должна быть, как можно скорее, организована и проведена.

Литература:
1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. – М.: Политиздат, 1988. – 891 с.
2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.2./ Под ред. Ф.Энгельса. – М.: Политиздат, 1988. – 654 с.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.3./ Под ред. Ф.Энгельса. – М.: Политиздат, 1989. – 508 с.
4. Маркс К. Критика Готской программы. / К.Маркс и Ф.Энгельс. Избр. произв. Т.3. – М.: Политиздат, 1985. – С. 5-28.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг /К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, 2-е изд-е. Т.20. – М.: Политиздат, 1961. – С. 1 – 338 с.
6. Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. ПСС. Т. 33. – М.: Политиздат, 1974. – С.1-120.
7. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. – М.: Политиздат, 1952. 95 с.
8. Социализм: теория, практика, тенденции обновления в XXI веке. Монография (по материалам Международной научно-практической конференции). Под ред. И.М. Братищева. – М.: РУСО, 2016. – 560 с.
9. Беляев Л.С. Очерки политической экономии социализма. 2-е издание, переработанное. – Иркутск: Сибирская книга, 2018. – 352 с.
10. Беляев Л.С. Основные положения политической экономии социализма. – Иркутск: «Сибирская книга», 2019. – 224 с.
11. Политическая экономия. Учебник. – М.: Политиздат, 1954.
12. Чистов Д. Сталинское снижение цен. – Ижевск, 2013. – 100 с.
13. Ацюковский В.А., Костин Г.В., Тягунов Ф.Ф. Основы коммунистической идеологии и современность. – М.: «Самотека», МИД «Осознание», 2016. – 621 с.
14. Петров В.П. Социология СССР: Очерк становления и гибели Советского Союза. Сборник 2. – М.: 2007. – 159 с.
15. Чуньков Ю.И. Экономическая теория. Учебное пособие в 3 частях. Часть 3. – М.: ИТРК, 2013. – 688 с.
16. Катков В.И. Спасите Россию. – М.: 2020. – 116 с.

Л.С. БЕЛЯЕВ, гл. н. с. Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, докт. техн. наук, профессор, г. Иркутск
социализм, теория, экономика

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########