Новости KPRF.RU
Перечисление средств. Призываем поддержать избирательную кампанию П.Н. Грудинина


Уважаемые соотечественники! Избирательная кампания по выборам Президента Российской ...

Павел Николаевич Грудинин. Биографические данные


Биографические данные кандидата на пост Президента Российской Федерации от КПРФ и ...

«Красная Линия» о Павле Грудинине: Территория социального оптимизма


Представляем специальный репортаж телеканала «Красная Линия» - «Территория социального ...

Заявление Предвыборного Штаба кандидата в Президенты России П.Н. Грудинина


Публикуем Заявление Предвыборного Штаба кандидата в Президенты России П.Н. Грудинина. ...

Геннадий Зюганов: «Мы – народ Победы»


Писатель Сергей Шаргунов беседует с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым.Читать дальше →

Архивы публикаций
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
ВАЖНО
Опрос посетителей
вам нравится сайт

Патриотическое воспитание – вчера, сегодня, завтра

В современном мире, в условиях высоких технологий и процессов глобализации, на человека постоянное воздействие оказывает огромное количество социальных источников. И, к глубокому сожалению, это зачастую носит далеко не положительный характер. Что уже говорить, когда это воздействие обрушивается на неокрепшую духовно юную душу. В современной России мы наблюдаем ситуацию, когда среди молодежи происходит девальвация духовных ценностей, до минимума сведено воспитательное воздействие историко-культурных ценностей, искусства и образования как ключевых факторов формирования гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание – вчера, сегодня, завтра

К чему может привести недооценка патриотизма, как одной из важнейших составляющих общественного сознания? Такая позиция ведет ни к чему иному, как к ослаблению духовных, культурных, социально-экономических основ развития и существования общества и государства в целом. Это и определяет ключевую роль именно патриотического воспитания в единой воспитательной системе современной России.

На протяжении веков русское национальное самосознание было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя и пожертвовать всем ради блага Отечества. Бесчисленное количество общественных и государственных деятелей, таких как С.Н. Глинка, А.И. Тургенев призывали в своем творчестве «положить жизнь за Отечество». Недаром Петр I перед Полтавской битвой обратился к русским воинам со словами: «Вот пришел час, который решает судьбу Отечества! И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего…»

В советском государстве не были утрачены вековые традиции русского общества. Советский человек воспитывался так же – на идеалах любви к Отечеству, самопожертвовании своими интересами ради блага общества. Ведь еще Марксом было определено, что коммунизм означает самопожертвование. Иосиф Виссарионович Сталин, обращаясь к народу 3 июля 1941 года, говорит о том же: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь, друзья мои! Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной, и какие меры нужно принять для того, чтобы разгромить врага? Прежде всего необходимо, чтобы наши люди, советские люди, поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и отрешились от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в мирное время, но пагубных в настоящее время… Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР. О том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение…» И народ откликнулся. Мы знаем огромное количество примеров героизма и мужества, самопожертвования, не имеющих аналогов в истории, когда все без исключения советские люди, от мала до велика, не щадя себя боролись с врагом.

А в чем секрет?

Никакого секрета нет. Все дело в сущности созданного советского государства. В силу формирования новых государственных признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое. Здесь, прежде всего, необходимо опираться на трактовку патриотизма, данную В.И. Лениным: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно нет! Мы любим свой язык, свою Родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т.е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов».

Большевики, создавая новое государство, не отвернулись от богатейшего прошлого нашего Отечества, смогли сберечь все лучшее, дать понятную всем идеологию и создать новый тип человека в истории – советского. Г.К. Жуков, в своих воспоминаниях о сражении за Москву, отмечал: «Не грязь и морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Было бы это возможным без тех скреп, которые сохранили и приумножили большевики, придя к власти в 1917 году? Ответ однозначный – конечно же нет!

Наполнение и идейная направленность патриотизма определяются, в первую очередь, духовно-нравственным состоянием общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Когда колесо истории совершает очередной виток и происходит резкий поворот исторического процесса, роль и значимость патриотизма резко возрастают, так как это сопровождается повышенным напряжением сил всех граждан общества (это касается войн, стихийных бедствий, революционных потрясений, кризисов, борьбы за власть и др.).

Дореволюционный патриотизм был замешан на Русской идее, в основе которой было мессианство, т.е. быть главной, едва ли не единственной носительницей христианских ценностей, а с уходом в прошлое Византии – и православной государственности в принципе. Веками усилия этой государственности были нацелены на самосохранение русского народа, эволюцию его национального самосознания и наивысшего проявления патриотических чувств. С геополитической точки зрения, с расширением границ Русского государства и присоединением к нему новых народов, происходит естественная трансформация Русской идеи в Российскую. Так вышло, что более отсталые народы, получая от русской нации различную помощь (экономическую, военную, культурную) стали относится к России как к собственной исторической Родине. Бесспорен факт, что Россия никогда не была колониальным государством и не подавляла другие народы и их культуру. И все благодаря Русской идее, которая стала общей для огромного числа наций и народностей, составлявших Российскую империю. Потом были западники и славянофилы, но основа осталась та же – Русская идея.

Что такое был советский патриотизм? Это был тот же государственный патриотизм с воспитанием чувства любви к государству, воспитанием понимания особой роли государства в существовании нашего общества. Это было воспитание чувства осознания патриотического долга не только собственного народа, но всего большого массива дружественных, союзных наций и народностей. И недаром в Великую Отечественную войну, на полях сражений не было никакой в сущности разницы, кто ты – русский, украинец, казах. Все ощущали себя единым советским народом. И что мы имеем теперь? Попытки преподнести патриотизм как национальную идею. При этом полностью подрублены корни, на которых стояло и было сильным наше государство. И имеем то, что имеем – некогда единое государство распалось как карточный домик, нации, прежде считавшие себя единой семьей с русской нацией, теперь считают Россию главным врагом.

В целях патриотического воспитания в СССР создается система октябрята-пионеры-комсомольцы, где четко прослеживалась преемственность всех возрастов. Октябрятами становились дети младшего школьного возраста. Детей готовили к дальнейшему вступлению в пионерскую, а затем и в комсомольскую организацию. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Не брали в пионеры очень редко, обычно только отпетых хулиганов. Но даже отпетый хулиган, исправившись, мог впоследствии стать пионером. И система работала, самое главное сплачивала детское сообщество на принципах дружбы, взаимопомощи, самоотдачи. И это было возможно благодаря идеологии, целостной системе духовно-нравственного и патриотического воспитания. Не декларативных заявлений, по принципу «национальная идея — это патриотизм», что само по себе звучит абсурдно. А реальной системе воспитательной работы в школе.

На сегодняшний день в патриотическом воспитании существуют проблемы, носящие глубоко укоренившийся системный характер:

- нормативно-правовые (нет четкого законодательного закрепления, что понимать под патриотизмом, воспитательным пространством; отказавшись в свое время от идеологии, взамен ничего не дали);

- организационные (нет системного, постоянного механизма координации деятельности, нет единого органа управления);

- финансовые (практически отсутствуют механизмы финансирования патриотического воспитания, а те средства, которые выделяются, расходуются крайне неэффективно, для создания видимости работы);

- материально-технические (это касается и всего обеспечения школы, воспитательной системы – крайне низкий уровень обеспеченности школ современными информационно-коммуникационными технологиями);

- структурные (отсутствие должного внимания со стороны государства к негосударственным организациям, занимающихся вопросами патриотического воспитания);

- научно-методические (многие задачи по научно-методическому обеспечению патриотического воспитания до сих пор не решены).

Следует подчеркнуть, что корень всех проблем кроется в отсутствии сбалансированного, комплексного похода к решению задач патриотического воспитания. Мы можем признать, что единая, целостная система патриотического воспитания до сих пор так и не создана. В обществе продолжает существовать идеологический вакуум, происходит девальвация духовных ценностей, деградация общественного сознания.

Очень хочется надеяться, что на государственном уровне придут наконец к пониманию важности этого вопроса. Общество как никогда остро нуждается в системе патриотического воспитания. Очень важно не отбрасывать богатейший опыт советского периода в этом направлении. Мы должны наконец понять, что в идеологии нет ничего предосудительного, понять, зачем нам внедрили в головы, что идеология — это зло. Идеология, это идея, а идея способна объединить, сплотить, мобилизовать общественное сознание на пути гармоничного развития общества и государства.

Проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения посвящена деятельность общероссийской общественной организации «ДОСТОЯНИЕ ОТЧЕСТВА», инициаторами создания которой выступил преподаватель истории Листвянской СОШ из г. Иркутска Раддац Ю.А. и замечательный учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 17 г. Севастополя Ошкадёрова О.А., искренне болеющая за интересы подрастающего поколения. Результатом стало соглашение о долгосрочном сотрудничестве между двумя школами. Выбор Севастополя не был случайным – это один из городов-героев, имеющий богатейшую историческую память. Также Севастополь и Иркутск имеют исторические связи. Мы можем с уверенностью констатировать тот факт, что наша организация уверенно идет по пути реализации тех приоритетов и задач, которые продиктованы нам вызовами современности в области образования в XXI веке.

И вот уже наши школы провели два совместных интерактивных мероприятия. Красной нитью здесь проходят вопросы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Первое мероприятие было посвящено Дню Победы, второе мероприятие было посвящено 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова. К сожалению, в силу энергетической блокады Крыма, мы не смогли провести второе мероприятие в срок – 28 ноября. Но мы не отменили его, а лишь отложили. С большим энтузиазмом дети на протяжении полутора месяцев репетировали, и даже перенос мероприятия не сказался на их уверенности в необходимости проведения. Дети ждали встречи с товарищами из Севастополя. Каково же было мое и их изумление, когда в последние две недели администрация Листвянской СОШ сначала полностью запретила нам проводить репетиции. Объяснялось это все тем, причем это мне рассказали дети, что якобы я снимаю детей на репетиции и ничего там мы не делаем. Самым большим потрясением для меня как организатора было услышать от директора школы слова: «А мне плевать на ваше мероприятие». Вот таково отношение людей, представляющих власть, к патриотическому воспитанию – ведь это все происходит на глазах у детей.

Дальше у нас родилась идея организовать Всероссийские историко-культурные чтения для школьников и педагогов (научная конференция, проводимая в режиме реального времени посредством сети Интернет). Первая конференция, хоть и при малом числе участников, но вызвала большой интерес. А дальше мы столкнулись все с теми же проблемами – никакого желания замечать нашу работу со стороны органов власти, и уже тем более никакой помощи в организации и проведении.

Мы имеем надежду на то, что наша деятельность все же получит одобрение из высоких кабинетов, и Всероссийские историко-культурные чтения продолжат свою работу, а там и другие идеи появятся.

Юрий РАДДАЦ, преподаватель Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства, аспирант Байкальского государственного университета, член КПРФ (г. Иркутск)
образование, общество, идеология, молодёжь, чиновники, патриотизм

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
САЙТЫ
Личный кабинет
#########