Новости KPRF.RU
Тульский обком КПРФ дал старт циклу Ленинских уроков в школах области


В апреле и мае Тульский обком партии традиционно организовывает в школах области ...

Дмитрий Новиков на Первом канале рассказал, в чём состоит отличие патриотов России от «катакомбных» коллаборантов и выразил отношение к философу Ильину - симпатизанту Муссолини и Гитлера


Патриотов среди публичных фигур в России становится всё больше. Чтобы эта тенденция ...

Юрий Афонин: Повышение тарифов на проезд по автодорогам ставит под угрозу и уровень жизни граждан, и экономический рост


Госкомпания «Автодор» подняла тарифы за проезд по платным дорогам. Новость ...

Денис Парфенов: Остановить градостроительный беспредел в Бибирево


Состоялась большая встреча депутата Госдумы, секретаря МГК КПРФ Д.А. Парфенова с жителями ...

Геннадий Зюганов - Ростиславу Гольдштейну: Попытки запрета первомайских торжеств крайне удивляют и возмущают


Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов направил телеграмму губернатору Еврейской автономной ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Тайна великого похода

Странно, но даже в специальной военно-морской литературе об этом походе двух советских субмарин, не повторённом по сей день никем их советских и российских подводников, в том числе атомщиков, упоминается чрезвычайно скупо и как-то вскользь. Хотя беспримерное плавание великолепного дуэта прошло и завершилось блестяще.

Тайна великого похода

О причинах замалчивания не может ничего сказать даже «последний из могикан» – единственный из ныне здравствующих главных действующих лиц забытого Великого похода капитан I ранга в отставке К.К. Киреев. Между тем перед началом похода высокие флотские чины недвусмысленно намекали, что в случае успеха экспедиции все члены экипажей подлодок будут должным образом поощрены, а командирам и вовсе светят звёзды Героев Советского Союза.

- Может быть, о нас забыли потому, что поход прошёл гладко, практически без происшествий, – замечает Константин Константинович. – Никто не погиб, ничего не горело, не взрывалось и не тонуло…

Киреева вызвали в штаб Камчатской флотилии в марте 1959 года и сообщили, что его экипаж планируют отправить на Северный флот для подготовки перехода на подводной лодке из Полярного в Рыбачий. У Киреева за плечами имелась такая практика. В 1956 году старпомом он уже участвовал в перегоне Б-68 под командованием Юрия Иванова с Балтики на Тихий океан Северным морским путём.

На сей раз речь шла о другом направлении, гораздо более дальнем и неизведанном. Предстояло достигнуть Камчатки южным путём, обогнув четыре континента!

- Непосредственная подготовка экспедиции особого назначения началась в июне 1959 года, – рассказывает К.К. Киреев. – В её состав входили подводные лодки Б-88 и Б-90 – каждая с двумя экипажами, а также теплоход «Михаил Калинин» и танкер «Вилюйск». Командиром Б-88 был капитан II ранга Н.А. Мышкин. Его дублёром – североморский капитан III ранга В.С. Глушков. На Б-90 командиром назначили меня. Общее руководство осуществлял командир 182-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота капитан I ранга Б.А. Вешторт.

Лодки должны были следовать каждая своим курсом, но близко друг от друга. Предстояло обойти Скандинавию и Великобританию с запада, проследовать вдоль всего побережья Африки, за мысом Доброй Надежды завернуть в Индийский океан, миновать Мадагаскар, в районе архипелага Чагос взять на юг, обогнуть Австралию, далее – на север, к дому, минуя Индонезию, Каролинские и Маршалловы острова, Японию. Протяжённость забега – 23 тыс. миль, что больше длины экватора. На преодоление дистанции отводилось 180 суток. Поход лодкам требовалось осуществить скрытно, то есть не попасть в поле зрения противолодочных сил США и НАТО.

Подводникам предстояло выполнить целый букет очень непростых задач: проверить выносливость личного состава во время небывало продолжительного плавания, надежность работы технических устройств и приборов в различных климатических зонах, отработать взаимодействие с судами «Михаилом Калининым» и «Вилюйском», провести вместе с представителями Академии наук СССР гравиметрические измерения в отдалённых районах Мирового океана. Результаты таких измерений чрезвычайно важны для расчёта траекторий баллистических ракет и космических аппаратов. На лодках находились и группы радиоразведки, которые понятно чем занимались.

Ежедневно на лодках велась боевая учёба. Сама обстановка дальнего похода требовала от личного состава высокой бдительности и немедленной реакции на угрозы с моря, с воздуха и из-под воды. Наиболее трудные участки на рубежах Гренландия – Британские острова и в районе Японии лодки преодолевали в подводном положении, заряжая аккумуляторы с помощью устройства, позволяющего дизелю работать под водой.

Но вот остались позади жаркие тропики, где в отсеках температура переваливала за 50 градусов, и где матросы и офицеры страдали от обезвоживания организма. Вдруг в районе Японии на борту Б-90 – ЧП: острый приступ аппендицита свалил матроса.

- Я не был сторонником проведения хирургической операции на лодке, – замечает Константин Константинович. – И не потому, что ставил под сомнение квалификацию нашего «дока» – капитана медицинской службы Сергея Акимова. Меня беспокоило отсутствие надлежащих санитарных условий. После прохождения тропиков, когда в отсеках всё хлюпало от влаги, никто не мог гарантировать, что на лодке не завелась какая-нибудь зараза. И всё-таки решили делать операцию. Если я не ошибаюсь, это был первый прецедент в практике советского подплава. Акимов справился со своей задачей блестяще. После операции больного поместили в каюту механика. Он быстро пошёл на поправку и через пять суток постельного режима полез по трапу на свой пост.

24 марта 1960 года Б-88 и Б-90 пришли на Камчатку – на 30 суток раньше намеченного срока. Берег радушно встретил моряков. А вот дождя наград не последовало. Пока лодки мотали на винты тысячи миль, Н.С. Хрущёв объявил о сокращении Вооружённых Сил СССР на 1200 тысяч человек. Государственный и общественный интерес к людям в погонах сразу же заметно упал. Вешторт, Мышкин, Бородин получили ордена Красного Знамени. Зинченко, Киреев, Глушков, военврач Акимов – ордена Красной Звезды. Были отмечены наградами ещё несколько моряков. Другие же участники Великого похода обошлись благодарностью начальства.

Александр МОЗГОВОЙ, «Парламентская газета»
история, армия

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########