Новости KPRF.RU
Рассвет ТВ. Ярослав Листов. Как я стал коммунистом


Так уж сложилось, что с самого рождения человек стоит перед выбором, чего бы это ни ...

К народу Украины! Обращение XVIII Съезда КПРФ


Публикуем Обращение XVIII Съезда КПРФ. Дорогие жители Украины! Братья и сёстры! В наших ...

Политический отчёт Центрального Комитета КПРФ XVIII съезду партии


В этом году очередной, ХVIII съезд КПРФ пройдёт в два этапа. На первом этапе, который ...

Московская область. Александр Наумов: Победа КПРФ на выборах – это и принятие закона «О детях войны»!


Выступление Председателя МОО ООО «Дети войны» Александра Наумова на III ...

17 мая состоялось заседание Президиума ЦКРК КПРФ


17 мая состоялось заседание Президиума ЦКРК КПРФ. Его провел Председатель ЦКРК КПРФ Н.Н. ...

Архивы публикаций
«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
29 апр 14:52в области

Идея, воплощенная в жизнь. К 101-годовщине Иркутского комсомола

12 апреля отмечался выход первого человека в космос. Событие мирового масштаба. Но на его фоне нельзя забывать и другие юбилейные даты, связанные с энергетикой нашей страны.

Идея, воплощенная в жизнь. К 101-годовщине Иркутского комсомола


Самая дешевая электроэнергия в России, самые энергоемкие предприятия в Иркутской области. Сегодня мы привыкли к этим понятиям. Но ровно 65 лет назад иркутяне с восторгом приняли сообщение о выработке первого киловатта электрической энергии на Иркутской ГЭС – первенце Ангарского каскада гидроэлектростанций.

В это же время была завершена электрификация 5333 километров железнодорожной магистрали от Москвы до Иркутска. Что стало важнейшим событием для всей страны. Из введенных в строй 1295 километров электрифицированных линий на переменном токе 947 километров приходились на Красноярскую и Восточно-Сибирскую железные дороги. Но значение того, что было сделано тогда, не укладывается в сознание нынешнего поколения россиян, и является гордостью их дедов.

Если в 1961 году была завершена электрификация на переменном токе направления Мариинск-Зима, то уже к началу лета 1962 года Советом Министров СССР было принято решение повысить темпы электрификации железных дорог страны. Это диктовалось необходимостью увеличить размеры перевозок не только на паровой и тепловозной тяге, но и на электрической. Именно она позволяла снизить расходы эксплуатации, увеличить скорость движения поездов и их вес, повысить производительность труда и улучшить условия работы людей.

Кроме того, ощутимую выгоду от электрификации имели не только железные дороги. Тяговые подстанции на электрифицированных участках стали той базой, которая ,могла удовлетворить потребности в электрической энергии промышленные и сельскохозяйственные предприятия, прилегающие к магистралям.

Действительно, невозможно переоценить роль Восточно-Сибирской железной дороги в электроснабжении промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы крупных регионов России – Иркутской, Читинской областей и Республики Бурятия. Населенные пункты, особенно на трассе второго Транссиба, до сих пор обслуживаются единственными в этих краях энергетическими железнодорожными объектами.
Иркутяне гордились тем, что их полигон стал испытательным. Что именно от них зависела дальнейшая судьба тяги на переменном токе. Сегодня героям тех дней далеко за 80 лет. Удалось найти письма той поры, побеседовать с очевидцами, хотя плотная пелена обволакивала память престарелых людей.

С чем можно сравнить пуск Иркутской ГЭС, электрификацию Транссиба, перевод тепловой тяги на электрическую? С освоением целинных и залежных земель? Со строительством БАМа? По масштабности и объемам работы, по интенсивности освоения новой техники они не уступают друг другу.

Ученые, инженеры, конструкторы, строители, монтажники, рабочие многих заводов страны и еще не имевшие профессий парни и девчата, прибывшие в Сибирь со всей страны по комсомольским путевкам. Они воплощали в жизнь идею электрификации. Многие из них были удостоены высших правительственных наград.

История эпохальных строек Сибири во многом обязаны магистрали и ее возросшим перевозкам грузов и пассажиров за счет смены видов тяги.
С тех давних лет и по сей день Восточно-Сибирская железная дорога занимает ведущее место в жизни ОАО «РЖД», выступая эффективным донором его модернизации, развития человеческого и экономического потенциала. Первыми, кто заложил фундамент электрификации дороги, были люди государственного масштаба: первый секретарь Иркутского обкома КПСС Семен Щетинин, начальники ВСЖД Борис Саламбеков, Александр Головатый, Георгий Тетерский.

На электрификации участка Иркутск-Тайшет трудилось более четырех тысяч человек. Большинство из них не имело производственного стажа, поэтому от партийных, профсоюзных и комсомольских организаций требовалось не только принять, разместить, создать хорошие условия труда и быта, но и обучить двум-трем строительным специальностям.

Преимущества переменного тока над постоянным хорошо известны. Это не только экономия металла из-за износа контактных проводов, но и возможность водить поезда большей массы.

Что же побуждало людей работать и в жару, и в холод? Романтика, комсомольский задор, стремление оставить свой след на земле, а конкретно в Восточной Сибири. Сегодняшней молодежи это трудно понять. Они не поедут в «дальние края» даже за большие деньги, которые можно заработать на перепродаже всего и вся, не выезжая из большого города, пользуясь всеми благами цивилизации.

Мои же ровесники или чуть постарше понимали: их труд даст им возможность отдыхать на южных курортах необъятного Союза, быстро и комфортно добираться на электровозах до самых дальних уголков страны, были уверены, что «их труд вливается в труд их республики».

Евгений ДЕРКАЧ, почётный железнодорожник
память, комсомол

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########