Новости KPRF.RU
В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

Программа «Темы дня» (19.04.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Работа продолжается: Депутаты-коммунисты снова побывали в Оренбургской ...

В Армении состоялся выход первого в этом году выпуска газеты «Коммунист Армении»


Как бы не умалялась роль газеты в современном мире, она продолжает оставаться наиболее ...

К.К. Тайсаев принял участие в заседании МПА СНГ


18 апреля 2024 г. Секретарь ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Центрального Совета ...

Мария Дробот приняла участие в подписании соглашения о взаимодействии КПРФ с ячейкой «Рабочей ассоциации» (МПРА) в Пермском крае


В Пермском краевом комитете КПРФ состоялось подписание соглашения о взаимодействии между ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Европейская «мусорная» модель в России не прижилась

Мы уже подвели итоги 34 сессии Законодательного собрания. Большая часть времени в ней была отведена вопросу, связанному с обращением ТКО. В Иркутской области, равно как и в целом в России, эта проблема долголетняя и многострадальная. Счётная палата подтвердила, что ситуация сложилась неблагополучная, а реформа в этой сфере охарактеризована как безуспешная. Такие выводы были сделаны из «Анализа выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность РФ, в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с ТКО», подготовленного ведомством. Мы решили остановиться подробнее на этом вопросе и попросили рассказать о ситуации заместителя председателя областного парламента, секретаря Иркутского обкома КПРФ Ольгу Носенко.

Европейская «мусорная» модель в России не прижилась


— «Мусорная реформа», начатая в 2014 году, должна была создать современную отрасль по обращению с ТКО по аналогии с европейской моделью, где главная цель — перенаправление потоков отходов с полигона на переработку. Именно в конце 2014 года и были приняты поправки в федеральный закон, обозначившие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, включая твёрдые коммунальные отходы: максимальное использование исходного сырья, предотвращение образования отходов и уже только потом сокращение образования и снижение класса опасности, то есть раздельный сбор и переработку.

Организация системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами — одна из самых злободневных проблем, волнующая людей. Доступные и чистые контейнерные площадки, раздельный сбор, сортировка отходов и вовлечение вторичных ресурсов в оборот, использование современных полигонов и ликвидация несанкционированных свалок — это вопросы, вызывающие большой общественный резонанс.

Ежегодно в Иркутской образуется более 1 млн 400 тыс. тонн твёрдых коммунальных отходов. Из них только 7% перерабатывается, остальное размещается на полигонах.

Конечно же, раздельный сбор мусора — это не только сортировка отходов. Чтобы отсортированные ТКО дошли до переработки, надо установить соответствующие
контейнеры, расширить парк специализированных мусоровозов, построить мусоросортировочные комплексы.

К сожалению, ситуация с отходами в Иркутской области в настоящее время неблагополучна. Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами пока не сформирована.

Сегодня более 90% мусора по-прежнему направляется на полигоны и свалки, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства. В результате мощности полигонов иссякают, а несанкционированные свалки продолжают портить жизнь горожан и отравлять окружающую среду. Затем за счёт средств налогоплательщиков ликвидируют несанкционированные свалки, тратя сотни миллионов рублей.

На уровне регионов основной источник инвестиций — это платежи населения, размер которых зависит от нормативов накопления ТКО и соответствующих тарифов. Однако здесь возникает проблема прозрачности этих расчётов.

Накопив хлама до опасного уровня, государство всё равно будет вынуждено выделять средства уже для ликвидации накопленного вреда.

Что сегодня представляет собой реформа обращения с отходами с позиции граждан? Тариф вырос, это все заметили. А стали ли контейнерные площадки чище, обновились ли контейнеры, появился ли раздельный сбор, современные ли мусоровозы? Люди ждут изменений. Та часть населения, которая чуть больше внимания уделяет этой проблеме, хочет видеть современные сортировки, на которых из мусора отбирается вторсырье и направляется на переработку, современные объекты захоронения, а не свалки, куда направляется неперерабатываемая часть отходов. Если в строительство инфраструктуры не вкладывать средства, то единственным источником становится население, то есть рост тарифа.

Национальным проектом «Экология» не предусмотрены мероприятия по снижению образования отходов и стимулированию использования вторичного сырья. Так, неохваченными остаются вопросы экологичности применяемой упаковки товаров, постепенного запрета на производство и импорт отдельной продукции, такой как пластиковые пакеты, пластиковая одноразовая посуда и пр. Пока только в планах принятие мер по стимулированию граждан к раздельному сбору, таких как снижение платы для граждан при раздельном сборе либо организация пунктов приёма в супермаркетах. Достигнуть показателя по доле отходов, вовлечённых во вторичный оборот, только путём строительства объектов переработки, без сти-
мулирования использования вторсырья для производства продукции не получится. Применение вторсырья для производителей должно быть выгоднее и дешевле, чем использование первичного сырья.

Получается, что производителю всё равно, как, во что и в какой объём он упакует свой товар. Ведь за утилизацию всего этого ненужного нам хлама опять заплатит покупатель. Получается, что мы уже платим за утилизацию бытовых отходов дважды. Сначала — когда покупаем товар, а потом ещё и за вывоз мусора. А упаковки, яркие, красивые, но ненужные нам, —лишь маркетинговые ходы для повышения продаж производителей и увеличения наших расходов. А по факту, куда мы несём эту красоту? На мусорку каждый день, в стране, где пластик и ПЭТ-пакеты в почёте и законе.

Здесь можно ещё добавить, что недостаточное внимание уделяется экологическому просвещению и формированию экологической культуры. Основы экологического образования необходимо закладывать с детских садов, продолжать в школах, колледжах и университетах. Всё это было в советское время. Мы сдавали макулатуру, металлолом, стеклянную тару в специальные пункты. Как отмечают эксперты, в 1987 году в оборот вовлекалось более 70 процентов вторичных материалов. В современной России этот показатель достигает пока только 50 процентов для промышленных отходов и порядка 7 процентов для ТКО.

Но не весь мусор можно переработать и использовать вторично. Так что надо строить и заводы для сжигания неперерабатываемых отходов.

Пока человечество не поменяет отношение к данной проблеме, есть чёткое ощущение, что лет эдак через сто планета превратится в огромную свалку. Совершенно очевидно, что если не предпринимать никаких мер, то в ближайшей перспективе мы захлебнёмся в собственном мусоре.

Пресс-служба Иркутского обкома КПРФ
Носенко, КПРФ

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########