Новости KPRF.RU
Д.Г. Новиков: За спиной у «школьных стрелков» - чудовище капитализма


Горе вновь пришло в наш дом. Капитализм, чья реставрация произошла в России тридцать лет ...

К народу Украины! Обращение XVIII Съезда КПРФ


Публикуем Обращение XVIII Съезда КПРФ. Дорогие жители Украины! Братья и сёстры! В наших ...

Политический отчёт Центрального Комитета КПРФ XVIII съезду партии


В этом году очередной, ХVIII съезд КПРФ пройдёт в два этапа. На первом этапе, который ...

Рассвет ТВ. Г.Н. Змиевской. Развал СССР – крупномасштабное преступление конца XX века


Так уж случилось, что катастрофические последствия дезинтеграции СССР народы ...

Программа «Темы дня» 20:00 (13.05.2021) на телеканале «Красная Линия»


Представляем программу «Темы дня» на телеканале «Красная Линия» ...

Архивы публикаций
«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Комсомол — это БАМ, БАМ — это комсомол!

Неслучайно эта аббревиатура вынесена в заголовок статьи, так как Постановлением ЦК КПСС и Правительства СССР по окончании строительства и ввода в эксплуатацию Байкало-Амурской железнодорожной магистрали ей было присвоено звание «БАМ имени Ленинского комсомола». И в этом есть немалая заслуга комсомола нашей Иркутской области!

Комсомол — это БАМ, БАМ — это комсомол!

Приведу только один пример: в 50-80-е годы прошлого века Иркутская область была одной из самых востребованных в нашей огромной многонациональной стране по дальнейшему освоению природных богатств России, по промышленному и экономическому развитию Восточной Сибири, о чём мечтал и говорил в XVIII веке великий русский учёный М.В. Ломоносов: «Богатства России будут прирастать Сибирью!» Эти его слова были воплощены в великих планах молодого Советского государства и прежде всего — в «Плане ГОЭЛРО», разработанном под руководством В.И. Ленина.

И сегодня это признают даже самые оголтелые СМИ, состоящие на службе у нынешнего правительства и правящей партии «ЕР». Этот план в дальнейшем дал возможности нашему региону развить гидроэнергетику, имея огромный запас водных ресурсов, а на базе её — мощную металлургическую, химическую, лесную промышленность, строительство железных дорог, создание десятков новых городов и посёлков, развитие сельского хозяйства области. И это за каких-то 25-30 лет! И во всех этих делах прежде всего участвовала молодёжь во главе с Ленинским комсомолом, под руководством партии большевиков-коммунистов и правительства СССР.

В период крупномасштабного строительства в Прибайкалье по решению ЦК ВЛКСМ и обкома комсомола только в Иркутской области были объявлены Всесоюзными и областными ударными комсомольскими стройками 27 промышленных, энергетических, сельскохозяйственных объектов и новых городов. Область была сплошной строительной площадкой, которая принимала и устраивала у себя отряды молодёжи со всех республик, краёв и областей страны.

Одной из самых крупномасштабных грандиозных строек тогда стала знаменитая на весь мир Байкало-Амурская магистраль, многонациональная, самая труднодоступная в техническом плане стройка. В 1974 году ХVII съезд ВЛКСМ дал старт этой стройке — 600 комсомольцев и молодых коммунистов во главе с бригадиром монтёров пути управления строительства «Ангарскстрой» из Братска Виктором Лакомовым прямо со съезда отправились на западный и восточный участки БАМа для выполнения возложенных на них задач. В Иркутской области в Усть-Кутском районе появился первый посёлок бамовцев — Звёздный, где и начали осваивать таёжную глушь посланцы комсомольского съезда. Они рубили просеки, отсыпали земляное полотно, укладывали рельсы. Образно говоря, здесь ковали свои Звёзды будущие Герои Социалистического Труда Александр Бондарь, Леонид Казаков, Вячеслав Аксенов. В посёлке Звездный родился первый и самый знаменитый на БАМе народный театр «Молодая Гвардия» под руководством Анатолия Байкова, члена бригады Александра Бондаря.

В 1974 году по призыву Иркутского обкома комсомола были сформированы первые отряды из комсомольцев и молодёжи городов и районов области и направлены в Казачинско-Ленский район для создания строительно-монтажных подразделений (СМП) по строительству временных посёлков, подготовке земляного полотна под укладку железнодорожных звеньев. Первый отряд в количестве 200 человек во главе с ангарчанином Василием Сердюком высадился в районе будущего поселка Магистральный 2 июня, а 5 ноября 1974 года в будущий посёлок Улькан прибыл десант во главе с начальником СМП-571, бывшим первым секретарем Усть-Илимского горкома комсомола Анатолием Фроловым.

Улькан стал лучшим по благоустройству и озеленению на всём БАМе. Здесь в строительных подразделениях западного участка БАМа из комсомольцев-строителей ковался руководящий состав «ГлавБАМстроя», его структурных подразделений, а также — будущих глав администраций посёлков. Например, начальник СМП-571 А.Н. Фролов вырос до заместителя начальника «ГлавБАМстроя», его главный инженер А.П. Машуров стал начальником этого СМП и был награждён Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. Заместитель начальника этого же СМП Валентин Ураков вырос до крупного руководителя одного из бамовских трестов. Посланец комсомола Леонид Казаков, бригадир комсомольско-молодёжной бригады по строительству искусственных сооружений стал Героем Социалистического Труда. Окончил заочно институт, позднее был направлен на работу в качестве секретаря ВЦСПС.

Именно в первый на БАМе посёлок Звёздный по зову сердца по комсомольской путёвке, оставив тёплое место заведующего отделом Иркутского обкома комсомола, приехал Леонид Выговский в качестве директора пока ещё несуществующей школы. Его инициативность, принципиальность, работоспособность позволили к учебному году достроить здание школы и укомплектовать педагогический коллектив. По возвращении в Иркутск его педагогический опыт был востребован в областном управлении образования, которое он через некоторое время возглавил.

В 1975 году сформировался коллектив строителей СМП-582 в посёлке Кунерма, костяком которого стал комсомольско-молодёжный отряд из Иркутска имени 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сюда, в «маленькую Швейцарию», окаймлённую красивыми озёрами и быстрой чистейшей горной речкой Кунермой с одной стороны и горными снежными хребтами Давана с другой, в 1979 году прибыли отряды молодых строителей из Северной Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана. Им была поставлена задача возвести в этой местности постоянный посёлок с железнодорожным вокзалом и полной инженерной инфраструктурой. Благодаря слаженной работе всех строительных подразделений посёлка и его оперативного штаба многонациональный коллектив (66 национальностей ) досрочно, на год раньше установленного срока, 29 октября 1979 года встретил гостевой поезд с почётными пассажирами — строителями БАМа, прибывшими по случаю сдачи в постоянную эксплуатацию западного участка БАМа: станция Лена Восточная — Кунерма (разъезд Дельбичинда).

Комсомольцы и молодёжь Иркутской области внесли значительный вклад, оставили навечно свой след в строительстве «Стройки века» и добрую память потомкам.

Василий ШВАЙКИН, участник строительства Байкало-Амурской магистрали, ветеран комсомола, член КПРФ,
«Приангарье», № 9, 2020
история, БАМ, комсомол, молодёжь, социализм

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########