Новости KPRF.RU
В.И. Кашин: «Ода русскому языку»


Видеоклип на стихотворение заместителя Председателя ЦК КПРФ, академика РАН В.И. Кашина ...

В.И. Кашин встретился в Барнауле с алтайскими активистами КПРФ


В ходе визита на Алтай заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

В Саратове состоялся совместный XVI (июльский) Пленум Комитета и Контрольно-ревизионной комиссии Саратовского областного отделения КПРФ


12 июля в конференц-зале обкома состоялся XVI (июльский) совместный Пленум Комитета и ...

Н.И. Осадчий поддержал действия Роспотребнадзора в связи со вспышкой ботулизма и предложил отказаться от моратория на проверки бизнеса


Депутаты Комитета Государственной Думы по охране здоровья заслушали информацию ...

Сергей Обухов «Красной линии»: Проект КПРФ – противоядие против глобалистской фашизации


Депутат Государственной Думы, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических ...

Архивы публикаций
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Г. Сурдин. Капиталократия как новая форма организации капиталистического общества

Термин «капиталократия» был введен в 1997 году доктором философских наук А.И. Субетто. Необходимость его введения была продиктована несколькими обстоятельствам. В разных экономических школах при исследовании феномена капитала делается акцент на различных сторонах его сущности, ему дается разные определения.

Г. Сурдин. Капиталократия как новая форма организации капиталистического общества

Марксизм видел в капитале особую систему общественных отношений, складывающуюся в процессе производства, обмена и распределения, где проявляет свое господство собственник средств производства над рабочим, продающим свою рабочую силу. Капитал при этом есть самовозрастающая стоимость и именно труд породил капитал. На определенном этапе развития общества он сыграл свою необходимую роль.

Несмотря на многочисленные прогнозы капиталистической катастрофы, угасания и загнивания, капитал очень бодро шагал и шагает по планете. Если проанализировать тенденцию за последние 50-70 лет, то рыночная экономика как форма бытия капитала распространилась на все уголки земного шара. Социалистический лагерь потерпел поражение в схватке с развитыми странами капитализма, притом самым драматичным образом. По всей видимости, власть капитала находится даже не на пике своего могущества, а лишь на его восходящей линии.

В классическом марксизме власть капитала распространялась на отношения между буржуа и пролетарием, как одно из проявлений назывался товарный фетишизм и вызванная им деградация личности. Сегодня же власть капитала кажется безмерной. Финансовый капитал в десятки раз стал превышать по объему производственный капитала. Произошел рост материальных потребностей у населения всей планеты и деградация духовно-творческих.

Время свободное от производства превратилось из времени, когда человек должен всесторонне развивать свои сущностные силы, в досуг – время потребления или мечтания о нем. Торговые центры стали своего рода храмами современности, куда стекаются толпы молодых людей, проводящих там свободное время. Интернет-серфинг и посещение маркет-плейсов стало также частью обыденной жизни широких масс населения стран центра и полупериферии. Ярко прослеживается доминанта денег во всех сферах общественных отношений. Капитал стал проникать в самые разные сферы: это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение, культура, семейные и дружеские отношения и многое другое.

В этом отношении капитал обладает свойством проникать в разные сферы общественных отношений, постепенно оказывая на них значительное влияние, и видоизменять их, создавая так называемые «превратные формы». В них те или иные общественные отношения оказываются словно перевернутыми с ног на голову и доминирующее значение в них начинают играть цель утилитарности, практической выгоды, материальной эффективности. К примеру, в промышленности и сельском хозяйстве вместо цели удовлетворения потребностей общества путем производства материальных благ и продукции сельского хозяйства на первое место выходит товарность и способность извлекать прибыль, финансовое господство отдельных субъектов в обществе. Образование и здравоохранение превращаются в соответствующие услуги, результат оказывает влияние на общественный интеллект и воспроизводство человечества. Проникая в культуру, капитал также сильно видоизменяет ее, что служит фактором деформаций в общественном сознании. И, наконец, дружеские и семейные отношения, измененные капиталом, приобретают целеполагание на личную выгоду от них и индивидуализм, что не может не приводить к их быстрому распаду.

В современном обществе капитал стал оказывать определяющее значение на формирование личности. Наиболее адаптированными к его «требованиям» являются быстрые, неусложненные и умеющие подстраиваться под постоянные изменения индивиды, своего рода «дельцы». Притом развитие событий в мире власти капитала происходит с постоянным ускорением, побеждать в этой схватке суждено только самым адаптированным.

Есть своеобразный знак в том, что в переводе с латинского capitalis – главный, доминирующий, основной, а kratos c греческого означает власть. Отношения по поводу глобальной власти капитала превратились в основные в обществе. Но когда мы говорим о его власти, мы не только останавливаемся на его тотальном проникновение во все сферы общественного бытия. Можно даже сказать о том, что общество посткапитализма, о котором так активно размышляют мыслители, в действительности пришло к нам в форме капиталократии. Эта форма стала проявлением объединения труда и капитала, когда последний обрел абсолютное господство над первым, когда работники наемного труда приняли правила поведения собственников средств производства и сами стали воспроизводить эту систему.

Капиталократия как система общественных отношений находится в постоянном развитии. Современные тенденции наглядно об этом свидетельствуют. Капитал имеет свою персонификацию в виде собственника, но в настоящий момент он все более растворяется в индивидах, которые обеспечивают его функционирование. Для такой системы не важна конкретная личность, а важна возможность самовоспроизводится и самовозрастать. Именно поэтому функции капитала, такие как управление персоналом, распределение доходов, обеспечение обратной связи, безопасность и т.д. все более растворяются в деятельности отдельных людей и коллективов. В этом смысле «служат» капиталу не только его владельцы и те, кто обеспечивает его воспроизводство, но и люди наемного труда, поскольку не имеют возможности выбора иного способа материального и духовного существования в обществе.

Системе капиталократии безразлично, кто будет ее воспроизводить, более того, в ее интересах, чтобы человек все более был отчужден от своей родовой сущности и как можно больше тратил сил для выполнения функций системы. Однако здесь есть и оборотная сторона. Капиталократии нужны и творческие личности, которые должны осуществлять движение вперед производительных сил и принимать решения во все более усложняющихся общественных отношениях, управлять ими в интересах капитала. И именно в этом противоречии есть возможность рассмотреть пределы движения капитала.

Вопросом о том, почему же капиталистическое общество пришло к новой форме организации – капиталократии, а не прекратило своего существование в результате пролетарской революции, стал предметом научных изысканий множества марксистов. И действительно, общественный характер производства вступает в противоречие с частной формой присвоения. Советская система была антикапиталократическим проектом, однако в силу вступил иной закон реальной действительности, проводящий линию на тотальное доминирование капитала, и поэтому советская социалистическая система под руководством СССР потерпела поражение.

В этой связи новая эпоха выдвигает новые пределы развития капиталократии. Капитализм нуждается в постоянном расширении товарного производства и рынков сбыта. Когда речь заходит о будущем крахе капитализма, то имеют ввиду недостаточную прибавочную стоимость, усугубляющийся разрыв между финансовым (фиктивны) и промышленным капиталом, когда первый вскоре будет в сотни раз превышать второй, и колоссальное расслоение населения. Однако, кажется, что система капиталократии найдет выход, и очередной кризис будет сменяться новым ростом.

Настоящий предел выдвигается возможностью биосферы выдержать натиск человечества, которое, будучи организованным с помощью капиталократии, увеличила энергетику своего хозяйствования в 1010 –1012 раз в ХХ веке [1]. Именно поэтому стали говорить о первой фазе глобальной экологической катастрофы, которая наступила во второй половине ХХ века. В условиях, когда отсутствует опережающая обратная связь и возможность управлять своим будущим, когда развитие осуществляется стихийно, то это чревато тем, что переход в последующие фазы грозит гибелью всему человечеству. Поэтому сохранение капиталократии в нынешнем виде – вполне вероятная его гибель. По всей видимости, это начнет проявляться в депрессивных регионах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Одним из самых мрачных последствий этого является экологическая катастрофа и состояние неспособности человечества воспроизводить самого себя и накопленного за тысячелетия опыта.

Однако при достижении предела развития капиталократии, возможен иной вариант развития, который ознаменует собой её преодоления. Труд породил капитал, придал ему силы для господства над самим собой, и именно в сфере освобождения труда лежит ключ освобождения от тотальной власти капитала. Зоны без товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, без разделения труда, без превращения рабочей силы в товар и эксплуатации в странах, взявших курс на построение социализма, станут самым действенным шагом по поэтапному преодолению капиталократии.

Творческие работники, в коих так остро нуждается капитал для своего самовоспроизводства, могут находить условия свободной самореализации только вне сферы подчинения капиталократией. Они будут постоянно вступать в противоречие с запросами глобального капитала. И именно у них появляется исторический шанс самоорганизоваться совместно с классическими наемными работниками материального производства и дать решительный отпор системе капиталократии, создав новую систему, которая бы базировалась на ноосферном развитии, общественном интеллекте и целенаправленном управлением будущим.

Геннадий СУРДИН, кандидат философских наук, г. Иркутск
(Выступление на молодёжной конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»)
теория, идеология, конференция, капитализм

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########