Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков вручил дипломы выпускникам Центра политической учебы ЦК КПРФ


В Центре политической учёбы ЦК КПРФ состоялось вручение дипломов выпускникам очередного ...

Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"


Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...

Геннадий Зюганов: “Либо фашизация целых стран и мировая война, либо движение к социализму!”


В Центре политической учебы ЦК КПРФ состоялась встреча слушателей 53-го потока с лидером ...

В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

24 апреля состоялось заседание Президиума ЦКРК КПРФ


24 апреля состоялось заседание Президиума ЦКРК КПРФ. Его провел Председатель ЦКРК КПРФ ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Роль писателя в социалистическом обществе

Это было шестьдесят лет тому назад. 18 ноября 1955 года в гости к автору «Овода», Этель Лилиан Войнич, пришла группа советских журналистов. Писательница узнала о том, что «Овод» переведен на девятнадцать языков народов СССР, издан тиражом более двух миллионов экземпляров, по этому сюжету созданы три оперы и два кинофильма. Она рассказала о незабываемых впечатлениях пребывания в России, со слезами на глазах прочла статью о себе и своем детище в журнале «Огонек».

Роль писателя в социалистическом обществе

Любовь к книге Войнич переходила из поколения в поколение в царской России, а потом – в Советском Союзе. В 1898 году – году съезда Российской социал-демократической рабочей партии – роман был опубликован в России.

Главный герой романа, Овод, обладает всеми чертами героя-революционера — страстной преданностью своим идеям, любовью к народу и родине, отказом от личных интересов в угоду общественному делу, целеустремленностью и огромным мужеством. Свобода и независимость Италии является тем идеалом, борьбе за утверждение которого Овод посвящает всего себя.

Овод любит природу, любит саму жизнь и ценит ее. Но когда он поклялся себе освободить отчизну, он уже знал, что обрекает себя на смерть. Но был уверен в торжестве своих идей. И не ошибся. Борец за свободу остался вечно жить в делах своих преемников. Друзья Овода получают его письмо, написанное перед казнью, уже после его смерти. Оно пронизано оптимизмом, уверенностью в победе, призывом к борьбе.

Писательница утверждает, что не смирением и покорностью обретет человечество свободу и счастье, а завоюет их в борьбе.

Книга об Оводе была одной из любимейших среди передовой молодежи России. Для молодых революционеров Овод стал любимым героем, примером. Они находили в нем свои черты и в себе находили черты Овода.

«Овод», прозвище Артура, наполнено глубоким смыслом. Имеется в виду история знаменитого греческого мудреца Сократа. Артур, как и Сократ, был оклеветан и отвергнут всеми. Последний был приговорен к смертной казни за то, что обличал пороки власти. На суде он сравнивает себя с оводом, надоедающим неторопливому коню и побуждающим его действовать. Сократ мог бы избежать смерти, если бы отрекся бы от своих убеждений, но он предпочел смерть. Наделяя своего героя прозвищем Овод, писательница напоминает нам о Сократе, подчеркивая тем самым его качество — верность своим убеждениям.

Образ Овода можно соотнести с образом Данко, героем рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького.

Данко мужественен и бесстрашен. Он искренне любит людей и саму жизнь. От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца, потерявшим волю, зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел.

Трусливым мыслям о рабском существовании во избежание смерти герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него». Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей.

Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. Романтический герой совершает подвиг ради людей, жертвует собой во имя общей цели.

Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о Соколе»).

Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.

Легенда о Данко – третья часть рассказа. Она противостоит первой, где центральный персонаж – себялюбец и гордец Ларра. Данко и Ларра – антиподы. Оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвержен всеми. Данко же отдает свою душу людям, готов ради них отдать жизнь и потому по-настоящему бессмертен.

«Старуха Изергиль» – рассказ о судьбе которой обрамляет начало и конец произведения – в молодости побывала и на месте Ларры, и на месте Данко. Горький соединяет мир легенд с миром реальной жизни. Писатель считает, что лучшее в жизни каждого есть место и для индивидуализма, и для подвига.

Своими рассказами, пронизанными ненавистью к капитализму, поэтизацией нового человека — сильного, смелого, свободного от предрассудков, Горький продвигал идеи пролетарской революции еще задолго до того, как полностью осознал это. По мере сближения его с партией, углублялось идейное содержание его творчества.

И Горький, и Войнич стремились пробудить в людях действенное отношение к жизни. В их произведениях присутствует вера в сверхценность идеи и неоспоримую победу.

Также большую популярность среди молодежи и не только имел роман «Как закалялась сталь» Николая Островского. Книга получила мировое признание. Отрывки из нее читали по радио, обсуждали на конференциях. Идея произведения – в названии: показать, как в условиях гражданской войны и послевоенного строительства происходила закалка первых комсомольцев.

Главный герой, Павел Корчагин, родился в бедной семье, угнетаемой господами, и должен был стать холопом. Но мальчик обладал «неиссякаемой трудоспособностью» и гордым характером. Мальчик рано понял несправедливость существующих законов, деливших людей на богатых и бедных, хозяев и холопов.

Революция и большевик Федор Жухрай оказали влияние на становление его личности. «Восстали рабы, - учил он,- и серую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан от света, а бьет без пощады».

Корчагин – человек «крепкой породы». Он неоднократно доказал это: в противоборстве с богатыми гимназистами Сухарько и Виктором Лещинским, при освобождении Жухрая от конвоира, на службе в Красной Армии.

Однажды начальник штаба приказал Корчагину, не обращая внимания на его больные ноги, слезть с лошади. В Павле боролись обида и выдержка, но он понимал, что он – военком батальона и не может показать плохой пример бойцам. Он освободил ноги из стремян, превозмогая острую боль в суставах слез с лошади.

Автор много внимания уделяет работе Павла над самообразованием. Павел постепенно совершенствуется, становится грамотным, культурным человеком, который может выступать в качестве оратора перед рабочей аудиторией. Важную роль в становлении героя сыграли книги, особенно те из них, в которых рассказывалось о подвигах во имя идеи. Павел, размышляя над романом «Овод», признается: «Я за основное в "Оводе" – за его мужество, за безграничную выносливость, за этот тип человека, умеющего переносить страдания, не показывая их всем и каждому. Я за этот образ революционера, для которого личное ничто в сравнении с общим».

Главный герой, руководствуясь идеей, выступает против разгильдяев и лодырей; он считал, что комсомольцы должны быть примером самоотверженного труда.

Создавая героический образ революционера, литераторы утверждали принцип борьбы за свободу как высший гуманистический принцип; отрицание капиталистических отношений как чуждого и опасного явления для общества; воспевали бессмертие революционера. На первом плане стояла идея подвига, самопожертвования во имя великой цели. Мы рассмотрели это на примере произведений «Овод», «Старуха Изергиль» и «Как закалялась сталь».

Политика же партии в области литературы определялась марксистским учением о роли литературы в общественном развитии. Маркс и Энгельс считали, что литература является отражением процессов самой действительности, литературное развитие связано с борьбой классов. Литература понималась как средство познания и революционного преобразования жизни.

В.И. Ленин выдвинул задачу создания социалистической, подлинно свободной, открыто связанной с пролетариатом литературы. Она должна быть пронизана идеей социализма. Должна служить «миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». Наконец, эта литература продолжит лучшие традиции старой передовой культуры и сочетать их с новаторскими, революционными идеями. Эти ленинские идеи в дальнейшем нашли развитие в определении И.В. Сталиным советской литературы как литературы социалистического реализма, в определении роли писателя в социалистическом обществе как инженера человеческих душ.

Социалистический реализм, не отказываясь от реалистического принципа правдоподобия, активно использовал приемы и художественные средства романтизма: произведения «приукрашивали» действительность, создавали новые социальные мифы (о неизбежной победе коммунизма во всем мире, во имя которой отрицалась ценность отдельной человеческой личности, о массовом героизме и др.).

Произведения должны были быть проникнуты жизнеутверждающим пафосом, ставить перед собой задачу воспитания народа в духе социалистического гуманизма, верности идеалам социализма.

Основной задачей литературы считалось утверждение социалистических идеалов, изображение новых людей и новых общественных отношений.

Понятие соцреализма связывали прежде всего с творчеством писателей М. Горького, Н. Островского, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Твардовского, К. Симонова, А. Фадеева.

Партия призывала писателей к тесной связи с делом революционной борьбы, к созданию типических образов положительных героев, посвятивших жизнь партии, пролетариату, делу освобождения трудящихся. Она учила их воспитывать массы на примерах героев, выдвинувшихся из народа. Литература ставила перед собой задачи борьбы за свержение господства буржуазии и установление диктатуры пролетариата, революционное воспитание масс.

Весь ход развития большевизма характеризуется тем, что он завоевывает на свою сторону всех честных, действительно преданных родине и народу беспартийных трудящихся, в том числе представителей интеллигенции. Под давлением хода событий из примыкавших к революции литераторов вырабатывались сначала демократические помощники пролетариата в его борьбе, а затем и сознательные проводники ленинских идей в своей литературной деятельности. Принципы эти получили свое наиболее полное осуществление после Октября 1917 года.

В то время развернулась настоящая борьба против буржуазного искусства, против «модернизма», сторонников «искусства ради искусства», стремившихся изолировать его от общественного развития и философских проблем; против пессимистических идей о бессмысленности всякой деятельности в силу неизбежности смерти.

Провозглашалась идея необходимой связи искусства с политикой и развитием общества, введения нового героя — народа — творца истории, осознающего эту великую миссию и право не на отдельно стоящее личное счастье, а на счастье общее, общественное.

Анатолий Васильевич Луначарский, российский революционер и публицист, говорил о концепции новой, героической личности в литературе. Не манекена, лишенного всего человеческого, абстрактного носителя коллективных ценностей, а живого образа строителя будущего. Это требует от писателя создавать цельный образ положительного героя, человека, приобщенного к миру социалистических идей.

Буржуазному идеалу в искусстве он противопоставлял пролетарский идеал и отмечал фальшивость буржуазных рассуждений о свободе буржуазного искусства, которое, с их точки зрения, «сохраняет свою «свободу» именно тем, что сторонится от живой жизни, борьбы».

Горький еще в 1913 году обратил внимание на молодого Маяковского, выделив его из среды футуристов. «Вот возьмите для примера Маяковского,— говорил Горький,— он молод, ему всего 20 лет, он криклив, необуздан, но у него, несомненно, где-то под спудом есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие стихи. Я читал его книжку стихов. Какое-то меня остановило. Оно написано «настоящими словами». И, если футуристы выступали за безыдейное, аполитичное искусство, то Маяковский обличал буржуазную действительность и понимал искусство как общественно полезное явление. Примером тому являются такие произведения, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». «Облако в штанах» — поэма, лейтмотивом которой проходит глубоко личное чувство человека, страдающего, протестующего, ищущего настоящего человеческого счастья.

«Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий».

В статье «Без белых флагов» (1914) Маяковский писал: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». «Развилась в России нервная жизнь городов, она требует слов быстрых, экономных, отрывистых, а в арсенале русской литературы какая-то барская, тургеневская деревня».

Государство делало писателям заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.

Всемирное значение русской литературы было обусловлено передовой ролью России в мировом революционном движении. Этой ролью следует объяснить и особую, исключительно тесную связь русской литературы с жизнью общества, партией, идейно-философскими направлениями.

Использованная литература:

1. Мейлах Б. С. Ленин и вопросы русской литературы в дооктябрьский период // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус.лит. (Пушкин.Дом). Т. X. Литература 1890—1917 годов. — 1954.
2. Волков А.А. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период.
Издательство "Просвещение", Москва, 1964 г.
3. Войнич Э.Л. Собрание сочинений в 3 т./т.1. Издательство «Правда». Москва. 1975.
4. В.В. Маяковский, Полное собрание сочинений в двенадцати томах, т. 12, Гослитиздат, М., 1949, стр. 17—18.
5. Горький М. Старуха Изергиль. Издательство «Современник». Москва, 1977
6. Островский Н. Как закалялась сталь. Издательство «Правда». Москва, 1982

Наталия ПЕТРОВА, студентка ИГУ
Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»
история, культура, социализм, книги

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########