Новости KPRF.RU
Тульский обком КПРФ дал старт циклу Ленинских уроков в школах области


В апреле и мае Тульский обком партии традиционно организовывает в школах области ...

Дмитрий Новиков на Первом канале рассказал, в чём состоит отличие патриотов России от «катакомбных» коллаборантов и выразил отношение к философу Ильину - симпатизанту Муссолини и Гитлера


Патриотов среди публичных фигур в России становится всё больше. Чтобы эта тенденция ...

Юрий Афонин: Повышение тарифов на проезд по автодорогам ставит под угрозу и уровень жизни граждан, и экономический рост


Госкомпания «Автодор» подняла тарифы за проезд по платным дорогам. Новость ...

Денис Парфенов: Остановить градостроительный беспредел в Бибирево


Состоялась большая встреча депутата Госдумы, секретаря МГК КПРФ Д.А. Парфенова с жителями ...

Геннадий Зюганов - Ростиславу Гольдштейну: Попытки запрета первомайских торжеств крайне удивляют и возмущают


Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов направил телеграмму губернатору Еврейской автономной ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Глобализация и культура: возможна ли интеграция культур?

Глобализация – это всеобщий и многосторонний процесс культурной и экономической интеграции государств, национальных и этнических единств, характерный для современной цивилизации. Страны и народы всего мира существуют в условиях растущего взаимовлияния. Сегодня ни одна страна и ни одно сообщество не воспринимаются как замкнутые и самодостаточные. Ускоренные темпы развития цивилизации поставили вопрос о неизбежности глобальных взаимоотношений, об их углублении, укреплении и стирании границ между странами и народами, т.е. о новом этапе интернационализации.

Глобализация и культура: возможна ли интеграция культур?

Сегодня глобализация стала процессом строительства единства всего мира, ведущее направление которого – интенсивное распространение экономики, политики и культуры развитых стран в многообразном пространстве развивающихся и отсталых стран.

Благодаря глобализации Западным странам удалось внедрить различные производства в развивающиеся страны. Тем самым обеспечив население этих стран работой и зарплатой. Население Запада, включая рабочих, осознало, что является эксплуататором и может получать большие доходы от труда рабочего класса периферии.

Так чего же опасаются страны, противящиеся глобализации? Ведь глобализация, в ее идеальном варианте — это искоренение нищеты, всемирный порядок, вечный мир и материальное благополучие. Какая сила заставляет человека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ?

Дело в том, что представители самобытных культур, осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой и технологической гомогенизациями последуют и побочные эффекты, вызывающие изменения их традиций, культуры и жизненного уклада. Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то нация, конфессия, или что-то еще. Среди этих форм идентичности культурная идентичность является главной и всеобъемлющей. Она в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом.

При исследовании влияния глобализации на динамику культуры, нужно различать влияние этих процессов на духовную и интеллектуальную культуру. «Глобализация обостряет и выявляет специфические грани в отнюдь не новой проблеме соотношения европейской и американской культуры и культуры остального, главным образом, развивающегося мира. Решение задач его модернизации, необходимой для улучшения жизни народа, повышение его благосостояния, требовало развития в странах третьего мира промышленного производства и интенсификации сельского хозяйства. Но задействовать в этих странах западную технологию невозможно без распространения научно-технических знаний, интеллектуальной культуры, носителями которой являются квалифицированные специалисты. Важнейшим условиям продвижения по пути модернизации стало создание в этих странах современной системы образования. Однако вместе с необходимой для развития в этих странах технологией туда хлынула западная, преимущественно американская, массовая культура, вступившая в прямое противоречие с местной традиционной культурой. Реакция на эту экспансию была разнообразной – от свободы ее распространения до резкого сопротивления» [1].

Получается, что одним из важных условий существования культуры является достижение гармонии интеллектуальной и духовной культуры. Такие примеры есть. Япония – одна из немногих стран мира, которая, закупая западные технологические проекты и внося в них некоторые усовершенствования, достигла гигантских успехов почти во всех сферах производства, не жертвуя своей культурой. «Для Японии глобализм не опасен. Следуя своего рода заповеди "Японский дух, западная технология", эта страна сумела в условиях всеобщих объединительных процессов сохранить свою этническую идентичность. Аналогично можно сказать и о других странах Юго-Восточной Азии, придерживающихся принципа: «Думай глобально, действуй локально» [2].

Подобный пример произошел и у нас в регионе, когда было принято решение об объединении Бурятского автономного округа и Иркутской области. Решение это было принято для укрепления экономики региона. Но, естественно, объединение должно было отразиться на культуре людей. Бурятский народ боится, что это приведет к гибели их родного языка, который всё менее востребован. Однако есть и положительные моменты. В Бурятии каждый год проводится традиционный спортивный праздник «Сурхарбан». Бурятский народ приглашает принять участия в соревнованиях всех. И с каждым годом все больше и больше людей ездят не только посмотреть на это увлекательное зрелище, но и принять участие самим. Именно таким образом бурятский народ сохраняет свои традиции и культуру. Они не пытаются изолироваться от всех, а наоборот открыто приглашают всех и гордятся своей культурой. И люди с большим удовольствием приезжают для того, чтобы пообщаться, познакомиться с другой культурой.

Парадоксально, но общение с другой культурой лишь усиливает симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем. Он воспринимает нацию частью своего «Я», поэтому оскорбление собственной нации воспринимает как личное оскорбление, а успехи представителей своей нации вызывает чувства национальной гордости. Человек настолько определен культурой, что изменение даже в такой незначительной сфере как кулинария, воспринимается весьма болезненно, например приход корпораций «Макдональдс» и «Кока-кола». Часто «макдональдизация» употребляется как синоним «глобализации», не говоря уже о тех изменениях в традициях, религии, морали, искусстве и каждодневной жизни, к которым она приводит.

В чем же заключается сущность глобализации как идеологического проекта? Известный американский мыслитель Ноам Хомский дает следующее определение данного явления: «Глобализация – это результат действий влиятельных государств, особенно США, которые вбивают торговые и прочие соглашения в глотку народам мира, чтобы корпорациям и богачам было легче господствовать в экономике самых разных стран, не имея перед их населением никаких обязательств» [3]. Но вывоз предприятий разных отраслей из Европы в Азию привел к тому, что масса работников, включая средний класс, оказались «общностью, которую нет смысла эксплуатировать». Это привело население стран Запада в шок – социальное государство рухнуло, государственный долг огромен, давать субсидии безработным не из чего. Теперь им необходимо возвратить рабочие места из Азии в страны Запада.

Сегодня в мире сложилась такая ситуация, что не существует силы, могущей соперничать с Америкой. Разрушения биполярной модели развития привело к изменениям всей правовой и политической базы международных отношений. Ушли основополагающие антагонистические противоречия двух мировых систем – капиталистической и социалистической. Политическая система, выстроенная вокруг СССР, была разрушена, а ее политические наследники отказались от этой идеологии и объявили себя частью западной системы во главе с США. Сейчас Америка не имеет достойного соперника, который угрожал бы ее безопасности. Единственное, что может серьезно помешать осуществлению интересов США — это всеобщий хаос, анархия. Этому начинанию Америки как «рулевого глобализации» явно и открыто противостоят мусульманские страны, используя контртеррористические мероприятия. Скрытое сопротивление оказывают индийская, китайская и японская культуры.

Возможно, именно эти причины повлекли за собой создание, широкого известной в последнее время, так называемой, организации ИГИЛ (Исламское государство Ирак и Леванта). Главная цель ИГИЛ - это попытка воссоздать халифат, который был упразднен 3 марта 1924 года указом светского лидера Турции Ататюрка. Кроме того, Исламское государство стремится уничтожить следы всех культур, которые когда-либо существовали на землях Сирии, Ирака, Ирана, Турции до появления ислама.

Можно также винить США в том, что именно они были намерены уничтожить разнообразие культур и языков, сделать мир культурно однородным. Однако именно явление глобализации, непрямым путем вызывает изменения национальных культур.

Очевидно, что традиционные, немодернизированные общества сильнее сопротивляются процессами глобализации, для них культура — это историческая память. Отказ от культуры означает разрыв памяти и, следовательно, аннулирование собственной самобытности. Культура предлагает своему носителю приемлемые требования к порядку поведения, ценностям и нормам, которые являются основой психического равновесия индивида. Если человек попадает в ситуацию, когда в его повседневности участвуют различные культурные системы и когда социальная среда требует от него действий, противоположных нормам его культуры, а часто даже и исключающих ее, человек все же старается сохранить свою культурную идентичность. Создается ситуация, в которой человек или группа людей вынуждены исполнять требования различных культурных систем, которые часто противостоят друг другу и друг друга исключают. Все это обуславливает разрушение целостности сознания и приводит к внутреннему дискомфорту личности или социальной группы, что, в свою очередь, отражается на поведении, которое может быть агрессивным и выражаться в националистических, криминальных, антиконфессиональных действиях.

Так возможна ли интеграция культур? Существует утверждение, что интеграция культур желательна, но трудновыполнима. Но есть и другое мнение. Иракский исследователь Аль-Джанаби отмечает, что «взаимопонимание Востока и Запада и тем более западно-восточный синкрисис идей и верований исключается как по генетическим, так и по сущностным основаниям» [2]. То есть речь может идти только о взаимодействии, а не взаимопроникновении одной культуры в другую. Возможны лишь деловые отношения. Это связано, прежде всего, с функциональной асимметрией мозга, вызывающей в каждом этносе доминирование одного типа мышления и, соответственно, преобладание одного способа мировосприятия и особенностей этнических культур [4].

Но процессы глобализации не остановить. И чем дальше, тем стремительней они развиваются. А с появлением спутникового телевидения и Интернета возможности проникновения западной культуры во все страны возросли, что ставит вопрос самого существования не особо сильных культур. Мощный натиск западной культуры испытывает на себе и Россия. Всевозможные триллеры и боевики, реалити-шоу, не оставляют места для взаимодействия, диалога культур.

Возможно ли сочетание глобализации с сохранением суверенности национальных государств? Глобализация как коммуникативный обмен не противоречит государственному суверенитету. Каждое национальное сообщество дает миру в рамках этой модели свой уникальный продукт, отражающий его самобытность и культуру. Но для глобализации как реализуемого идеологического проекта национально-государственный суверенитет это скорее препятствие.

«После окончания холодной войны многие аналитики утверждали, что порожденная глобализацией экономическая взаимозависимость позволит не допустить возникновения войн. Однако скорее складывается впечатление, что глобализация с ее экономической взаимозависимостью сегодня наоборот становится синонимом напряженности» [3].

Исторически глобализация началась с развитием мореплавания, экспедициями и великими географическими открытиями, которые совершили нарождающийся капитализм. Это и вызвало практически непрерывную мировую колониальную войну в течение четырех веков. В этой войне были уничтожены целые народы и цивилизации, переселены и обращены в рабство миллионы людей.

На глобализацию возлагали слишком большие надежды, однако они оказались тщетными – она так и не стала инструментом для разрешения экономических кризисов. Напротив, именно глобализация, которая разрушила структуру мирового хозяйства, стала порождать кризисы нового типа.

Можно ли ограничить глобализацию, сохранив то позитивное, что она сделала?

Для этого требуется интеллектуальное и духовное усилие всех локальных цивилизаций и культур – общее дело человечества. Кризис капитализма и присущего ему индустриализма оказался фундаментальным. Остановить его маховик трудно, всем надо подняться на новый уровень знания и нравственности. Требуется поистине вселенский диалог.

Первым шагом могло бы быть изменение модели глобализации: отказ от утопии разрушения национальных государств, их объединение в большие интеграционные проекты посредством экономических и культурных связей. Это защитило бы мир от попыток установить господство одной подавляющей все силы. Ведь кризис первой глобализации первой половины XX века разрешился именно так, установив равновесие сил двух проектов – западного и советского.

Литература
1. Келле В.Ж. – Процесс глобализации и динамика культуры // Глобализация и гуманитарное знание. 2005. №1. С. 69-70.
2. Кессиди Ф.К. – Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. №1. С. 76-79.
3. Альманах «Развитие и экономика», №13, июль 2015, стр. 6. Владимир Якунин.
4. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. – Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984. № 4. С. 78-86.

Юрий ЛИТВИНЦЕВ
Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»
культура, общество, молодёжь

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########