Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков на конференции в Ухане: “Китай сдвигает мировое развитие в пользу социализма”


Первой частью поездки делегации КПРФ в Китай стало посещение провинции Хубэй. Здесь, в ...

Делегация КПРФ во главе с Д.Г. Новиковым приняла участие в международной конференции в Ухане


Пребывание делегации КПРФ в Китайской Народной Республике началось с визита в город Ухань ...

"На патриотическом марше за социалистическое Отечество". Доклад В.И. Кашина на семинаре-совещании руководителей комитетов региональных отделений КПРФ


Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД по аграрным вопросам, ...

О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения


Выступление Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова по докладу на VI (майском) совместном ...

Это твоя партия! Обращение Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова к гражданам России


Обращение Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова к гражданам России. Уважаемые ...

Архивы публикаций
«    Июнь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения

Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на VI (майском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК партии.

О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения


Встречая 100-летие образования СССР, мы сумели напомнить народным массам о грандиозных достижениях социалистической Отчизны. Её масштабные свершения и великие победы вывели наше Отечество в авангард мирового прогресса. Они стали вершиной российской истории. Не только друзья, но и враги советской державы хорошо знали главные источники её успехов. Вот почему в разрушении нашей единой Родины они сделали ставку на антисоветизм и русофобию.

Вступив в борьбу с этим злом, мы возродили нашу партию, сделали КПРФ главной защитницей интересов трудового народа и родной страны. В момент своего возрождения мы прямо заявили: «К власти пришли компрадоры, реставрирующие капитализм в его наиболее примитивных варварских формах». В результате: «Под угрозой оказалось само существование отечественной государственности, экономической и политической независимости и целостности страны».

Восстановительный съезд нацелил партию «предотвратить падение в пропасть, восстановить национальное достоинство, благополучие народа, уважение к нашей Родине». С целью «остановить надвигающуюся катастрофу» распада России, возвращения её на путь народовластия и социализма был взят курс на консолидацию «всех подлинно демократических и патриотических сил, объединённых идеей спасения Отечества».

Так мы определили свои задачи 30 лет назад. Но тогда мы ещё не могли знать, до какого уродства дойдёт капиталистическая реакция на пространстве СССР. Что с благословения НАТО возродится бандеровщина, а в центре Европы нацисты вновь начнут уничтожать людей. Что памятники антифашистам будут оскверняться и свергаться с пьедесталов, что «цивилизованный Запад» выступит за «отмену» не только России, но и русской культуры, объявит войну всему Русскому миру.

В своём Программном заявлении от 14 февраля 1993 года мы подчёркивали, что КПРФ «будет жить и действовать на благо своего народа, во имя спасения и возрождения Отечества. Ключевая объединительная идея российских коммунистов в переживаемый исторический момент — идея патриотизма, государственной целостности России».

Все эти годы мы были верны взятому курсу. Наступает момент оценить сделанное, наметить новые рубежи защиты нашего народа от смертельных угроз, определить место патриотического воспитания в борьбе с нацизмом, за суверенное, социалистическое развитие родной страны.

Важнейшее начало народной жизни

Товарищи! Тысячелетний путь России преисполнен испытаний. Из века в век в её истории патриотические устремления являлись основой народного бытия, важнейшей частью общественного сознания. Во все времена любовь к Отечеству, к земле своих предков соединялась с чувством сопричастности к большому коллективу. В патриотических идеях воплощалась неразрывная связь поколений. Представления о Родине и народе сливались в единое целое.

В самой гуще народа жило, развивалось и укреплялось понимание того, что страна не может жить только лишь настоящим. История и культура России, социально-экономический и политический строй виделись изменяющимися в течение времени. Но сохранялись народное ощущение тесной связи с путём Отечества и вера в его лучшее будущее.

Конечно, патриотизм — понятие историческое. Его содержание определяется конкретной общественной формацией. Первые элементы патриотизма зарождались у наших предков ещё до образования Древнерусского государства. Для культуры и воспитания восточных славян было характерно возвышенное отношение к матушке-Земле. Чувство общинного единения и любви к родным просторам крепло в коллективной борьбе с суровой природой, в тяжёлом и упорном крестьянском труде, в противостоянии внешним врагам.

В средние века русский патриотизм ярко отразился в летописях, былинах и сказаниях: «Слове о полку Игореве», «Поучении Владимира Мономаха», «Слове о погибели Русской земли», «Житии Александра Невского», «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище» и других литературных памятниках. Они проникнуты идеей единства родной земли, неприятием междоусобных войн и иноземного владычества.

Переход от феодальной раздробленности к централизованному государству наполнил идею единства Русской земли историческим оптимизмом, верой в мощь растущей державы. Русь взяла курс на свержение ордынского ига. Наиболее успешными в политике собирания земель оказались московские князья. Возникает религиозно-философская концепция «Москва — третий Рим». Венчание на царство Ивана IV и преодоление Смуты стали высшими точками в развитии средневекового русского патриотизма.

Приближалось Новое время — период складывания наций в Европе. При Петре I патриотизм обретает характер официальной идеологии. Он рассматривается как высшая ценность и источник жизнедеятельности народа, государства, армии, личности. Этот взгляд нашёл отражение в работах Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева и других авторов.

Идеи патриотизма наполнялись всё более широким смыслом. Патриот для М.В. Ломоносова — это человек научно образованный, смелый покоритель природы, трудолюбивый и бескорыстно служащий Родине.

Вслед за этим появляется фигура А.Н. Радищева. В.И. Ленин называл его «первым русским революционером», а А.В. Луначарский — «пророком и предтечей революции». Неспроста Екатерина II назвала его бунтовщиком хуже Пугачёва. В представлении Радищева «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же… Не все, рождённые в Отечестве, достойны величественного именования сына Отечества (патриота)…».

Глубоко патриотические мотивы звучат в творчестве «отца русского социализма» А.И. Герцена. В письме сыну Александру он наставлял его: «Ты никогда не забывай, что ты должен быть русским, твои руки, чуткие руки врача… должны быть на ранах родной страны».

Каждый революционный мыслитель в России мечтал переустроить её на прогрессивных началах. И каждый выступал с позиций любви к Родине. Революционер-демократ Н.Г. Чернышевский указывал: «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это народ».

С отменой крепостного права Россия ускоряет движение по пути капитализма. В это время на авансцену мировой истории выходит буржуазный патриотизм. В руках крупного капитала он, во-первых, становится орудием удержания господства эксплуататоров, а во-вторых, средством угнетения одних народов другими. Такого рода патриотизм неизбежно вырождается в национализм.

К началу ХХ века в империалистических странах национализм достигает всё более крайних форм. Этот классовый «патриотизм» буржуазии соединялся с идеями культурного и расового превосходства «цивилизованных наций». Именно он стал предтечей фашизма.

В силу конкретно-исторических условий нашу страну данная трансформация затронула во многом «по касательной». Она не успела укорениться. Россия, по выражению В.И. Ленина, оказалась «слабым звеном в цепи империализма». Русская буржуазия была слабее её британских, французских, германских и американских конкурентов. Продажа Аляски показала, что Российская империя не имела ресурсов для масштабной колониальной политики. Россия не входила в число активных участников борьбы за передел уже поделённого мира. С конца XIX века схватка развернулась между крупнейшими империалистическими державами.

Повороту к крайнему национализму и этнической исключительности препятствовал и второй фактор — многонациональный состав населения Российской империи. Часть русской буржуазии пошла по пути взращивания черносотенного движения, но его влияние осталось весьма ограниченным.

Третьим стал историко-культурный фактор. Акцент на стремлении к правде и справедливости в русской культуре и общественной жизни был традиционно силён. Это делало национализм маргинальным явлением в России, не типичным для её духовной и интеллектуальной жизни.

Наконец, в-четвёртых. Особую роль в нашей истории сыграли боевой характер российского пролетариата и преобладание общинных, коллективных форм организации жизни народа в огромной крестьянской массе. Данный фактор вместе с появлением ленинской партии авангардного типа обеспечил прорыв России в социализм. Характерный для буржуазной Европы национализм остался на задворках российской истории. Наша страна осуществляла принципиально новый социальный проект, отвергающий национализм в корне.

Советский патриотизм стал вершиной развития патриотических чувств народов России. Он явился закономерным результатом Великой Октябрьской социалистической революции и ленинско-сталинской модернизации. Это историческое явление возникло в процессе переустройства общества. Советский патриотизм соединил любовь к Родине с классовым созна-нием трудящихся — абсолютного большинства нации.

Практика СССР наполнила особым смыслом естественное и благородное в своей основе чувство патриотизма. Новая ступень в мировом историческом развитии очистила его от любого намёка на национализм, диалектически соединила с принципами интернационализма. Наша партия настойчиво следует этой прогрессивной политике.

Советский мир — вершина мировой истории

Уважаемые товарищи!

Эволюция капитализма прошла ряд этапов. Но его реакционные черты неизменны. Сегодня имперский Запад стремится возродить практику агрессивного колониализма. Его главными мишенями стали Китай и Россия.

Свою бешеную русофобию Вашингтон и его сателлиты распространяют на все народы, населяющие нашу страну. В этих условиях понятие Русский мир стало широко востребованным. Такой мир в понимании коммунистов — не узкоэтническое, а общенациональное явление. И потому оно носит интернациональный характер.

Культурно-исторически Русский мир соединяет лучшие черты всех народов России. В их числе: любовь к великой и малой родине; коллективизм; стремление к справедливости; уважение и дружеское отношение к людям всех народов; верховенство духовного над материальным; совестливость и ответственность перед товарищами и страной. После победы Великого Октября данные черты русской традиции легли в основу нового, советского мира. Именно он явился вершиной народного Русского мира.

Таковы наши подходы в условиях, когда сверху стал насаждаться официозный «Русский мир». В этой версии он оказался выхолощен и лишён главного в своей истории — борьбы за социальную справедливость, как будто не было антибоярского восстания Степана Разина, крестьянской войны Емельяна Пугачёва, антидеспотического восстания декабристов, гражданского мужества Николая Чернышевского, самоотверженности народовольцев. И, наконец, в нём нет героической борьбы пролетариата России, увенчанной подвигом большевистской революции, спасшей нашу тысячелетнюю государственность вместе с прорывом к новому миру.

Русский мир, поданный на блюде официальной пропаганды, решительно обеднён. В буржуазно-классовой интерпретации его будто обокрали, обкорнали со всех сторон, лишили напряжённой духовной работы во имя преображения Родины. Из него будто изъяли нерв борьбы, набата, надрыва, которыми преисполнена история России. И стал вдруг этот Русский мир каким-то странным, половинчатым, обнищавшим, неполным. А значит, и не победным!

В реальном Русском и советском мире имена борцов за социальную справедливость прочно соединились с образами защитников Отечества: Александра Невского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Алексея Брусилова, Семёна Будённого, Михаила Фрунзе, Константина Рокоссовского, Георгия Жукова.

Советский мир поднял культурно-историческое явление нашего мира на невероятную высоту и потому победил самое страшное зло — мировой фашизм. Этот великий подвиг спас мировую культуру от уничтожения, а человечество — от рабства нацизма, от планетарного концлагеря.

Советский человек строил свой мир — мир социализма — с первых дней Великого Октября, основывая его на освобождении трудящихся от эксплуатации капиталом. Это открыло широкий простор для даровитого русского и всех народов России. Талант советского народа выразил себя в большой науке, художественном творчестве, спортивных победах, а прежде всего — в трудовых достижениях рабочего и крестьянина. Чего стоило одно только Стахановское движение, ускорявшее невиданные в мире темпы индустриального развития СССР! Знаковым явлением стало Движение рационализаторов и изобретателей, другие глубоко народные инициативы.

В советское время Русский мир приобрёл новое качество. Каждый мог проявить свой талант. Труд стал делом чести, доблести и геройства. Постсоветское время всё изменило в пользу бесталанных «звёзд» шоу-бизнеса, информационных киллеров, блогеров-мошенников, себялюбивых «моделей» и других любителей «красиво жить». Они оттеснили истинных подвижников, созидателей, людей труда, добывающих средства к жизни продажей капиталу своих рук и умов. Всё происходит в преступном согласии с духом гниющего олигархического капитализма.

В высокой советской духовности воплотились масштабные достижения культурной революции. Сформировалось важнейшее качество советского мира: массовое стремление к научным знаниям. Предвоенный лозунг И.В. Сталина «Кадры, овладевшие техникой, решают всё!» заряжал брать новые и новые высоты. СССР создал могучую промышленность, лучшие в мире системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Общая и профессиональная культура граждан находилась на высочайшем уровне.

В единую советскую цивилизацию народы и нации СССР скрепляли великий русский язык и русская классическая литература. Советский мир — это мир справедливости. Он оставил в прошлом старые язвы, запечатлённые великими авторами. Н.В. Гоголь представил унижение и беззащитность маленького человека в образе Акакия Акакиевича Башмачкина. Н.А. Некрасов пронзительно вывел беспросветную крестьянскую жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо». А.И. Куприн со всей суровостью показал оскорбление женской чести в романе «Яма». Нещадную эксплуатацию крестьян и пролетариев, интеллигенции и мелких служащих раскрыли гениальные произведения Л.Н. Толстого и А.Н. Островского, А.П. Чехова и А.М. Горького.

СССР осуществлял сложнейший переход от капитализма к социализму. Социальная несправедливость, как и эксплуатация человека человеком, экономически были невозможны в советском обществе. Но это не значит, что несправедливость удалось изжить вовсе. В социальной жизни она многолика. В советском мире несправедливость нашла выражение в бюрократизме и мещанстве, проявлениях карьеризма, расхищении общенародного имущества. Опасными для социалистического государства были идеологическое и политическое лицемерие, начётничество, чванливое отношение к идейно-теоретической работе как способу обслужить начальство по случаю важных дат и событий.

Есть ли у нас возможность выразить все эти явления одним термином? Да, есть. Всё это прямое выражение мещанства, частнособственнической психологии и морали. Об их живучести настойчиво предупреждали и Маркс, и Энгельс, и Ленин. Забвение их заветов послужило основой массового предательства Горбачёва, Ельцина и их продажной компании.

Человек советского мира формировался в нелёгком преодолении мелкобуржуазного образа жизни. Страна настойчиво стремилась разрешить противоречия между «моим» и «нашим», индивидуальным и коллективным, моралью коммунистической и частнособственнической. Прежде всего это требовало воспитания в коллективе и через коллектив. Эта педагогическая традиция формировалась и крепла в сталинскую эпоху, утверждалась в годы Великой Отечественной и послевоенного восстановления.

Личное в советской практике итожилось в общем. Коллективное требование лежало в основе сознательной дисциплины. Общественный интерес выступал основой воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма. Национализм был исторически чужд человеку Русского мира. Для советского человека он стал неприемлем в принципе.

Октябрь 1917 года спас Россию от губительной для многонациональной страны траектории, заданной крупным капиталом. Когда к началу ХХ века буржуазные отношения в Европе утвердились во всей полноте, национализм здесь вступил в эпоху расцвета. Национализмы разных мастей проявились тогда и в России: русский черносотенный, украинский, белорусский, грузинский и другие. Позже, уже под сенью Временного правительства, эта тенденция привела к разгулу сепаратизма и разрыву страны на десятки «государств». Причём их создание шло не только на национальных окраинах бывшей империи. Оно имело место и на Урале, в Сибири, на Кубани.

Гибельные процессы распада остановили большевики. Учреждение СССР стало символом победы интернационализма над национализмом. КПРФ убедительно напомнила об этом в связи со 100-летием образования Советского Союза. Ленинская национальная политика стала поистине спасительной для народов России. Этот факт мы обязаны и дальше настойчиво раскрывать в своей идейно-теоретической работе, в пропаганде партии, в нашей информационной политике.

С хрущёвских времён началось отступление от принципов коллективизма. Ползучий буржуазный либерализм и космополитизм стали проникать во все сферы общественной жизни. Подтачивались духовные основы советского мира. Это негативно влияло на решение задач патриотического воспитания. Горбачёвско-яковлевская «перестройка» логически завершила этот губительный процесс. Она же взбила пену национализма, спровоцировала сепаратистские настроения, породила кровавые конфликты.

Коллективизм лежал в основе Русского и советского мира. К концу 1980-х он стал уступать позиции перед натиском агрессивного индивидуализма. Разгул эгоистических устремлений обернулся «лихими девяностыми» и торжеством криминала. Пока лицемеры кричали о правах человека, расцветал бандитизм, вершились дикие преступления против личности и общества. Повседневностью стали махинации и насилие, грабежи и убийства. Подтвердилось сказанное Сталиным ещё до социалистического преображения России: общественная собственность объединяет, частная — разъединяет.

В результате реставрации капитализма произошло забвение одного из стержневых качеств советского мира — непримиримое отношение к империализму, который неизбежно порождает фашизм. Происходящее сегодня на Украине, да и во всём мире, это убедительно подтверждает.

Запад развязал против России настоящую войну на уничтожение. Условия спасения — мобилизация народных сил и сплочение общества. Но власть сохраняет курс в интересах кучки олигархов и высшей бюрократии. Это в корне противоречит интересам Державы и усиливает угрозу национальной катастрофы.

Классовый интерес мешает правящим кругам опереться на жизненно важный советский опыт. Чтобы оправдаться за это, они продолжают бросать камни в великую советскую цивилизацию. Власть официально пропагандирует Русский мир при агрессивном антисоветизме. Это одновременно является и глупостью, и преступлением. Проводимая политика противоречит просоветским настроениям в обществе, которые устойчиво выявляет отечественная социология.

Правящие круги упорствуют, не желая занять сторону народного большинства. Наши сограждане наблюдают попустительство действиям «пятой колонны». Они видят постыдно заколоченный Мавзолей Ленина в день 9 мая и коптящий на Урале ельцинский гадюшник, отравляющий молодёжь. Они видят, как усидевшие в высоких кабинетах либералы навязывают новую приватизацию вместо импортозамещения и оздоровления экономики. От них не скрыть то, как обогащается олигархия, торгуя через линию фронта. Это крайне возмущает граждан и откровенно препятствует победе народных сил в сражении за национальный суверенитет, в священной борьбе с фашизмом.

Сегодня как никогда остро звучат слова Ленина из работы «Грозящая катастрофа и как с ней бороться». В сентябре 1917 года он писал: «Нельзя сделать страну обороноспособной без величайшего героизма народа, осуществляющего смело, решительно великие экономические преобразования... Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически».

КПРФ настаивает: смена буржуазной системы социализмом неизбежна. И мы предлагаем для этого свою созидательную программу. В её основе — отстранение олигархии от управления экономикой и финансами; возвращение ключевых отраслей государству; обеспечение продовольственной и технологической безопасности; кадровое оздоровление и очищение госаппарата от тех, кто запятнал себя коррупцией и русофобией; восстановление попранного «реформами» справедливого пенсионного законодательства и всеобщего права на бесплатное, высококлассное образование и здравоохранение.

Программа КПРФ подкреплена убедительным опытом народных предприятий. При нашей поддержке они доказали: опора на социалистические принципы даёт блестящие результаты!

Наши подходы к возрождению страны раскрывает пакет законопроектов в интересах народа. Среди них — закон «Образование — для всех» нобелевского лауреата Ж.И. Алфёрова и самых авторитетных специалистов. Проект закона о «детях войны» призван поддержать тех, у кого фашисты отняли детство, а нынешняя политика отнимает достойную старость. Мы предлагаем защитить трудящихся социально; серьёзно расширить поддержку молодых семей, материнства и детства; преодолеть демографическую катастрофу, в силу которой только за три последних года нас стало меньше на два миллиона.

Настаиваем на оздоровлении избирательной системы. Общество имеет право на защиту от подтасовок. Избирательный кодекс КПРФ способен положить конец провокацион-
ной «трёхдневке», авантюрной «электронке» и голосованию «на пеньках». Эти «новшества» «единороссы» проталкивали под предлогом коронавируса. Но Всемирная организация здравоохранения уже объявила о завершении пандемии. Однако издевательство над здравым смыслом продолжается. Мы решительно заявляем: ваши действия разлагают общество, подрывают доверие к политической системе и дурно пахнут! Они прямо способствуют гражданскому расколу и дестабилизации страны в условиях «гибридной войны», объявленной России извне.

На нынешнем повороте истории реализация нашей программы — это уже не вопрос простых пожеланий или чьих-то мечтаний. Это единственный путь к возрождению и процветанию Родины.

Нам выпало жить в сложнейшее время, когда весь мир обязан услышать призыв «Социализм или варварство!». Для России смысл этих слов заострён особенно сильно. Как и в 1917-м, и в 1941-м, вопрос встал предельно жёстко: «Социализм или смерть!».

Мы с вами обязаны выиграть этот великий исторический бой. Ради достижения этой благородной цели мы сделаем всё возможное!

У истоков будущих побед

Товарищи! Общественный прогресс — факт неоспоримый и неумолимый. Пусть даже с паузами, а временами с разворотами и откатами, но человечество тысячелетиями двигается вперёд. Оно шло от варварства к цивилизации, от дикости к культуре, от разрозненных родов, племён, общин к более крупным общностям и, наконец, к государству. Само государство менялось, переходило в руки всё более прогрессивных классов.

Увы, на своём большом пути человеческое общество проходило через массу страданий и несчастий. Мыслители пытались осознать суть этих процессов и показать дорогу к лучшему будущему. Но только Маркс и Энгельс сделали величайшие открытия в изучении общества. По своему значению они превзошли многие другие открытия.

Основатели марксизма доказали, что человеческая история — не набор случайностей. Она подчинена определённым объективным законам. Зная их, можно преодолеть стихийность развития общества, изменить его к лучшему.

Важность этого шага невозможно переоценить. Перед человеком впервые открылась дверь в светлое будущее, где совершится переход от царства необходимости к царству свободы. Люди этого будущего преодолеют извечные противоречия и язвы общества: эксплуатацию, неравенство, бедность. Недаром юный Карл Маркс так восхищался фигурой мифического Прометея. Восстав против установленной богами-олимпийцами предопределённости, он помог людям расстаться с варварством и невежеством.

Поставив во главу угла человека, его нужды и надежды, его стремление к счастью, марксистская этика доказала свой глубоко гуманный характер. Не прибыль, не слепые и безжалостные законы, обрекающие массы на прозябание, а величие человека — вот суть марксистско-ленинского учения.

Научный коммунизм подарил трудящимся вдохновение, исторический оптимизм, энергию, уверенность в своих силах. Именно это отличает молодость от дряхлости, прогрессивность от закостенелости. Коммунизм — это идеология юности человечества. Для общества с историей в тысячи лет это возможность сбросить с себя старые лохмотья угнетения, насилия, неравенства. Слова «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым» — замечательный гимн той свежести, которую принёс марксизм.

Классики научного коммунизма рассматривали молодёжь, молодых трудящихся как движущую силу социальных изменений. Стремление к прогрессу, к саморазвитию, отвага и готовность к испытаниям — эти качества, по мнению Маркса, Энгельса, Ленина, отличают лучших представителей молодых поколений. Это доказали классовые битвы: Парижская Коммуна, Первая русская революция, Великий Октябрь, ленинско-сталинская модернизация и, наконец, Великая Отечественная война.

Молодые герои-коммунисты были убеждены в правоте своих идей и готовы к борьбе за освобождение трудящихся. И это прямой результат того внимания, которое наши предшественники уделяли задачам воспитательного характера. Вот почему более половины личного состава 11-миллионной победоносной Красной Армии, разгромившей гитлеровский фашизм, были коммунистами и комсомольцами. Семь из десяти штурмовавших Берлин командиров были учителями и директорами советских школ.

Наши товарищи по партии и сегодня мужественно сражаются на фронтах специальной военно-политической операции. Они бьются на передовой против нового фашизма с бандеровско-натовским оскалом. Коммунисты вновь рискуют собой и отдают жизни за победу над теми, кто вновь пытается отравить мир «коричневым» ядом. Представители КПРФ и наши союзники подали пример гражданственности, разворачивая добровольческое движение помощи Донбассу. В числе первых пример в этой большой работе стали показывать наши отделения в Севастополе, Подмосковье, Ростовской области и ряде других регионов.

Идейное воспитание молодёжи левые силы всегда выдвигали на одно из первых мест. Ещё в 1907 году в Германии, сразу после завершения конгресса Второго Интернационала, прошла первая международная конференция социалистических организаций молодёжи. Результатом стало создание Международного юношеского бюро. Активное участие в этой работе принимали В.И. Ленин, К. Либкнехт, К. Цеткин и другие коммунисты.

Конференция социалистических юношеских организаций в 1910 году в Копенгагене приняла решение о присоединении ко Второму Интернационалу. Перед Первой мировой войной в Международное юношеское бюро входили 15 молодёжных союзов, объединявших 170 тысяч человек.

Много внимания работе с юными товарищами уделяли большевики. Они отвергали мещанское, продиктованное волей капитала мнение, что юношей и девушек нельзя-де вовлекать в политику. Да, вовлекать их в грязную буржуазную политику — крайне нежелательно. Но в борьбе за светлые идеалы, за социализм молодёжь может и должна шагать в первых рядах.

«Всякое осуждение вовлечения в политику, хотя бы и «раннего», есть лицемерие и обскурантизм», — подчёркивал Ленин. Большевистская партия была партией молодёжи. К началу социалистической революции половину РСДРП(б) составляли партийцы в возрасте от 26 до 35 лет. А ведь тогда, сто лет назад, «политический прилавок» России был очень широк. На нём лежали программы кадетов, эсеров, меньшевиков, анархистов, монархистов, националистов разных мастей. Но народные массы — рабочие, крестьяне, думающая интеллигенция — поддержали большевистский «красный» проект. В нём они разглядели возможность спасти и возродить Россию.

Искупавшись в трёх водах, герой русских сказок, вездесущий Иванушка, преобразился в прекрасного молодца. Так и наша Родина, совершив революцию и разгромив полчища интервентов с их пособниками, сбросила с себя всё отжившее, старое, тянувшее её на дно. Она преобразилась и стала лидером мирового прогресса.

Патриотизм интернационалистов

Советский патриотизм соединил два начала: трепетное отношение к Родине, воспитанное русской культурой, и большевистский идеал справедливого мироустройства. Классовое в советском патриотизме не отрицало национальное, а опиралось на него. Соединение принципов патриотизма и интернационализма в общественном воспитании стало лучшим ответом СССР и на возраставшую угрозу фашизма.

Середина 1930-х годов была отмечена постоянным обращением к традициям русского народа. 2 мая 1933 года в Кремле на завтраке для участников первомайского военного парада прозвучала первая из известных сталинских здравиц за русский народ. 5 марта 1934 года по инициативе И.В. Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос: «О постановке преподавания гражданской истории в школах». В результате появились важные решения.

15 мая 1934 года было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Определялись пути перехода к преподаванию истории с позиций патриотического воспитания. В средней школе вместо необязательных факультативов создавалась стройная система преподавания истории.

С 1 сентября 1934 года восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. К 1938 году истфаки действовали уже в 13 крупнейших университетах Союза ССР. В вузы были возвращены историки «старой школы» Ю.В. Готье, В.Г. Дружинин, М.К. Любавский, В.И. Пичета, Е.В. Тарле, Л.В. Черепнин и другие.

18 апреля 1934 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает специальное решение об использовании понятия «Родина» в ходе первомайских демонстраций. 9 июня 1939 года передовица «Правды» провозглашала высшей доблестью «советский патриотизм», «любовь и преданность своей Родине». Высшим законом жизни назывались слава, мощь и благосостояние Советского Союза.

Вопрос о характере учебников по истории СССР стал ключевым в перестройке исторического образования. В 1936—1937 годах был проведён конкурс на создание учебника для начальной школы. Премию получило пособие под редакцией А.В. Шестакова. На первый план в нём выдвигались фигуры защитников и собирателей российского государства.

С середины 1930-х годов наметилось смягчение отношения власти к церкви. Как национальный герой прославлялся канонизированный Русской православной церковью князь Александр Невский — организатор отпора шведским феодалам и немецким крестоносцам. Конституция СССР 1936 года предоставила духовенству гражданские права наравне с трудящимися.

В предвоенных романах, пьесах, кинофильмах воспитывалась гордость за свою страну и народ. Таковы были пьеса В.А. Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов», исторические романы «Севастопольская страда» С.Н. Сергеева-Ценского, «Дмитрий Донской» С.П. Бородина. Созвучным времени оказался созданный А.Н. Толстым образ Петра I и его эпохи. Зазвучали объективные оценки Ивана Грозного. Большой зрительский интерес вызывали фильмы лучших режиссёров о героических страницах прошлого.

В 1937 году в СССР были всенародно проведены Пушкинские дни. 10 февраля в Большом театре торжественно заседал Всесоюзный Пушкинский комитет, а в центре Москвы прошёл массовый митинг. В этот день «Правда» писала: «Пушкин глубоко национален, поэтому он стал интернациональным поэтом... Русский народ вправе гордиться своей ролью в истории, своими писателями и поэтами». По всей стране открывались памятники и школы имени А.С. Пушкина. Проводились научные конференции, вечера, утренники.

В сентябре 1937 года масштабно прошли мероприятия в честь 125-летия Бородинской битвы. Была реставрирована знаменитая батальная панорама Ф.А. Рубо и памятники в честь сражения.

Масштабно были отмечены 750-летие «Слова о полку Игореве», 230-летие Полтавской битвы, 125-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 100-летие со дня рождения П.И. Чайковского, юбилей М.В. Ломоносова. Празднование памятных дат способствовало распространению исторических знаний, повышало общий уровень культуры. Эта работа объединяла советский народ, выступала мощным фактором патриотического воспитания.

Советский патриотизм прошёл через суровые испытания Великой Отечественной войны. Он стал главной духовной основой Победы в борьбе с самой реакционной идеологией и порождённой ею машиной массового истребления людей. Патриотические устремления граждан СССР «не повисали в воздухе», не отрывались «от почвы». Они вырастали на героических примерах всей российской истории.

Были прочно сформированы образы народных героев, защитников Отечества, борцов за правду, добро и справедливость. В этом ряду соседствовали Степан Разин и Емельян Пугачёв, Николай Чернышевский и Виссарион Белинский, Александр Матросов и Зоя Космодемьянская. Возвышались образы государственных деятелей и полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Владимира Ленина, Феликса Дзержинского, Иосифа Сталина, Климента Ворошилова, Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Ивана Конева. Все они прочно вошли в массовое сознание как яркие примеры беззаветного служения Родине и народу.

Идейно советский патриотизм был тесно скреплён с пролетарским интернационализмом. Широко обращаясь к русской истории, он не сводился к «русскому патриотизму». Сугубо этническое уступало в нём место общенародному. Сильной стороной этой концепции стал синтез патриотизма всех народов СССР с «общесоюзным патриотизмом». Это цементировало многонациональное социалистическое государство.

Продолжая интернациональные традиции, КПРФ выступает за укрепление солидарности левых сил на планете. Мы участвуем в Международных встречах коммунистических и рабочих партий, поддерживаем практику форумов левых сил, развиваем двусторонние контакты.

Вслед за великими победами СССР лучшей агитацией в пользу социализма являются успехи Китайской Народной Республики. Сразу после пленума ЦК для знакомства с опытом КНР в Пекин вылетает наша новая партийная делегация. КПРФ убеждена, что успехи Китая в экономике и политике, в социальной жизни, в науке и культуре приобретают универсальное значение, становятся примером для других стран.

Боевой характер советского искусства

Достойный вклад в дело преображения и защиты Родины внесло советское искусство. Союзы писателей, художников, театральных деятелей нацеливали творческие силы СССР на участие в социалистическом созидании.

«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», — заявил В.И. Ленин А.В. Луначарскому в феврале 1922 года. После публикации их беседы в журнале «Советское кино» в 1933 году эта фраза стала крылатой. Она облетела мир, указывая на место кино в острой идейной борьбе труда и капитала. Огромная роль кинематографа в патриотическом воспитании масс стала неотъемлемой частью великой советской эпохи.

В 1930-е годы на экраны большой страны вышли кинокартины, мощно влиявшие на сознание миллионов людей. Они вбирали всё лучшее из сценического искусства, особенно из системы К.С. Станиславского. Советское кино находилось на передовой технического прогресса, не уступало продукции Голливуда и даже превосходило её. Главное, что отличало советские фильмы, это безграничная вера в светлое будущее человечества, готовность жертвовать собой во имя высоких идеалов, ради свободы и процветания социалистической Родины.

Патриотическими идеями пронизана классика советского кино: «Тихий Дон» (1930 г.), «Путёвка в жизнь» (1931 г.), «Чапаев» (1934 г.), «Мы из Кронштадта» (1936 г.), «Волочаевские дни» (1937 г.), «Александр Невский» (1938 г.), «Минин и Пожарский» (1939 г.), «Александр Суворов» (1940 г.), «Богдан Хмельницкий» (1941 г.), «Валерий Чкалов» (1941 г.), «Как закалялась сталь» (1942 г.), «Михаил Кутузов» (1943 г.) и другие картины.

Великая Отечественная война потребовала предельной мобилизации физических и духовных сил советского народа. Киноискусство поддерживало высокий моральный дух, формировало уверенность в победе над врагом. Выдающийся режиссёр Г.В. Александров говорил: «Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины».

С началом войны на первое место в кино вышла хроника. Благодаря ей граждане хорошо знали обстановку на фронте и в тылу. В съёмках хроники участвовало более 150 операторов: и опытные мастера, и молодёжь, и выходцы из художественного кино. Они находились в гуще событий, шли в атаку вместе с бойцами, боролись в партизанских отрядах. Многие героически погибли.

Регулярно выходили выпуски «Союзкиножурнала», киножурнала «Новости дня», «Фронтовые киновыпуски» и документальные фильмы. Выходили научно-популярные работы для бойцов РККА о советской и зарубежной военной технике, о тактике ведения боя. Важную роль играли инструктивные фильмы для населения, разъяснявшие правила поведения в той или иной ситуации. Сегодня этот советский опыт следует внимательно изу-чать и адаптировать к реалиям проведения специальной военной операции.

Уже в годы Великой Отечественной были созданы документальные фильмы о военных событиях: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942 г.), «Сталинград» (1943 г.), «Орловская битва» (1943 г.), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943 г.), «Берлин» (1945 г.), «Разгром Японии» (1945 г.). Были сняты фильмы о борьбе в тылу врага: «Ленинград в борьбе» (1942 г.), «Народные мстители» (1943 г.).

Значительная часть киноработ после войны продолжала тему патриотизма. Они рассказывали о выдающихся революционерах, полководцах, учёных, простых людях, их роли в судьбе страны. В числе таковых: «Адмирал Нахимов» (1946 г.), «Академик Иван Павлов» (1949 г.), «Белинский» (1951 г.), «Адмирал Ушаков» (1953 г.), «Герои Шипки» (1954 г.), «Добровольцы» (1958 г.), «26 бакинских комиссаров» (1965 г.), «Михайло Ломоносов» (1955 г.), «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), «Пётр Первый» (1980 г.), «Багратион» (1985 г.), «Война и мир» (1965—1967 гг.), сериал-драма «Вечный зов» (1973—1983 гг.) и другие. В фильме «Офицеры» 1971 года прозвучала знаменитая фраза советского офицера и коммуниста: «Есть такая профессия — Родину защищать». Подчёркивая беззаветную любовь к Родине истинных патриотов, эти слова остались актуальными навсегда.

Целый ряд комитетов КПРФ и ЛКСМ РФ имеют опыт организации киноклубов, знакомят с шедеврами советского киноискусства. Активно использует это великое наследие редакция канала «Красная Линия». К его смыслам и значению обращаются авторы «Правды» и «Советской России».

Патриотическое кинонаследие СССР огромно. Это национальное достояние должно тщательно сберегаться. Сейчас, когда над Родиной вновь сгустились тучи, его особенно важно донести до новых поколений. Министерство культуры России, как и министерство просвещения, призваны гарантировать нашим гражданам возможность постоянно соприкасаться с этим удивительным пластом нашей культуры. Для фракции КПРФ в Госдуме эти вопросы должны являться объектом постоянного и пристального внимания.

Советское государство умело поднимать на щит истинных творцов. В их числе — плакатисты, художники, мастера карикатуры.

Множеством произведений обогатилось искусство плаката в тяжёлые годы Великой Отечественной. В их числе знаменитые работы И.М. Тоидзе («Родина-мать зовёт!»), А.А. Кокорекина («За Родину!»), В.Б. Корецкого («Воин Красной Армии, спаси!»), В.С. Иванова («Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!»).

Не покладая рук трудился творческий коллектив Кукрыниксы в составе М.В. Куприянова, П.Н. Крылова и Н.А. Соколова. За время войны художники создали свыше тысячи произведений. И каждое стало средством воспитания граждан. Уже 24 июня 1941 года на улицах Москвы появился их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где красноармеец вонзал штык в лоб Гитлера, разорвавшего пакт о ненападении. Тогда, в первые дни войны, это рождало уверенность в победе над врагом.

Работы Кукрыниксов отличались меткостью задумки, выразительностью образов, мастерством исполнения. Многие посвящались конкретным событиям: плакат «Потеряла я колечко…» — победе в Сталинградской битве, «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось» — победе на Орловско-Курской дуге и свержению вслед за этим Муссолини в Италии. Сотни плакатов и карикатур разоблачали зверства оккупантов, высмеивали нацистских главарей, вселяли в советских людей веру в победу.

После разгрома фашизма под прицелом Кукрыниксов находилась агрессивная политика стран НАТО. Серия их работ «Холодная война» писалась вплоть до второй половины 1980-х годов. Художники откликались на войны империалистов в Корее и во Вьетнаме, критиковали гонку вооружений, разъясняли миролюбивый курс Советского Союза.

В условиях развития интернета возрастает роль образов в патриотическом воспитании. Мы обязаны это учитывать, начиная с работы в социальных сетях. Следует взять всё ценное и из советского плакатного искусства. Нам нужно творчески использовать прежний опыт в реалиях «гибридной войны», в информационном противостоянии с коллективным Западом.

Воспитывая патриотов Советской Родины

Уважаемые участники пленума!

Совершенствуя работу по патриотическому воспитанию, современные российские коммунисты должны изучать и активно использовать плодотворный опыт советской школы.

В 1930—1940-х годах патриотизм рассматривался в СССР как целеустремлённая и действенная любовь к социалистической Родине. Советская педагогика формировала глубокое понимание преимуществ существующего строя. Воспитывались политически стойкие и смелые граждане, твёрдо верившие в правоту партии и её дела.

В годы схватки с фашизмом воспитание в школах делало упор на самоотверженный труд во имя Победы. У ребят и девчат формировалась готовность встать на защиту Родины. Их привлекали к труду на военных предприятиях, в колхозах и совхозах. Комсомольцы и пионеры помогали семьям раненых и погибших красноармейцев. Развивалось тимуровское движение.

В 1943 году вводится раздельное обучение мальчиков и девочек для улучшения допризывной подготовки. Выделялось больше учебных часов на строевую и стрелковую подготовку, противовоздушную и химическую оборону, санитарное дело. В учебные планы 1—4 классов была введена военно-физическая подготовка, а 5—10 классов — начальная и допризывная военная подготовка. Появился новый предмет — «Красная Армия и Военно-Морской Флот в годы Великой Отечественной войны».

После войны перемены в патриотическом воспитании были вызваны изменением международной обстановки. В сфере идеологии на первый план выдвигаются преданность и верность своей Родине, всему содружеству социалистических стран. Культивируются ценности интернационального общения. В оборот вводится понятие «интернационально-патриотическое воспитание». Оно развивало идею о том, что подлинный патриотизм неотделим от пролетарского интернационализма, международной солидарности трудящихся. В 1960-е годы в педагогической литературе появляется формулировка «коммунистический патриотизм».

В 1970-е годы в школах всё чаще звучит понятие «героико-патриотическое воспитание». Оно предполагало воспитание молодёжи на боевых и трудовых подвигах. Критериями работы по воспитанию юношей и девушек определялись готовность к труду и обороне СССР, вклад каждого в общенародное дело укрепления могущества многонациональной социалистической Родины.

С конца 1970-х годов широко используется термин «идейно-патриотическое воспитание». Раскрывалось величие идей марксизма-ленинизма и успехи социалистического строительства. Ставилась задача развивать чувства гражданского и воинского долга, уважения и любви к Вооружённым силам, пропаганду боевых и трудовых традиций, воспитание целеустремлённости, смелости, овладение военными знаниями, закалку и выносливость.

Одновременно школы СССР осуществляли программу военно-патриотического воспитания. Это определялось необходимостью защиты первого в мире социалистического государства и агрессивностью натовской военщины. Формы работы включали: уроки начальной военной подготовки, военно-спортивные игры, походы по местам революционной и боевой славы, соревнования по гражданской обороне, ведение уголков славы.

Таким образом, образование и воспитание в СССР были тесно связаны. Они составляли целостную, глубоко продуманную систему. Формируя способность целостно воспринимать мир и глубоко мыслить, советская педагогика тщательно выстраивала межпредметные связи. Воспитательные задачи решались в ходе преподавания истории, литературы, русского языка, географии и всех остальных предметов в школе, техникуме и вузе.

С преступным развалом СССР была погублена советская система воспитания — стройная и хорошо проработанная. КПРФ стала выразительницей общественного требования вернуть гражданско-патриотическое и морально-нравственное воспитание в школы, колледжи и вузы.

Вопреки либеральному террору «лихих девяностых» коммунисты возродили комсомол и пионерию. При активном участии КПРФ возродились традиции студенческих и поисковых отрядов. Наш закон «Образование — для всех» получил высокую оценку со стороны учителей и преподавателей, самых авторитетных специалистов в сфере просвещения.

В последние годы удалось достичь подвижек на пути изменения молодёжной и образовательной политики государства в русле требований нашей программы. Но меры властей всё ещё носят бессистемный и формальный характер. Ситуация кардинально не изменилась. Это во многом побудило нас обсудить эти злободневные вопросы на пленуме Центрального Комитета.

За молодёжь. Вместе с молодёжью

Давно известна истина: будущее принадлежит молодёжи. Неудивительно, что ещё до победы революции большевики ставили вопрос о созыве Всероссийского съезда социалистических союзов молодёжи. Ленин был главным инициатором этого события. Ещё до Февраля 1917-го он писал в статье «Интернационал молодёжи»: «За организационную самостоятельность союза молодёжи мы должны стоять безусловно… Ибо без полной самостоятельности молодёжь не сможет ни выработать из себя хороших социалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперёд. За полную самостоятельность союзов молодёжи, но и за полную свободу товарищеской критики их ошибок! Льстить молодёжи мы не должны».

Так были заложены принципы молодёжной политики Советской власти. Ленин развенчал левацкие спекуляции вокруг молодёжи задолго до того, как свою ставку на них сделали троцкисты. Вместе с тем он требовал дать молодым коммунистам максимальную самостоятельность и ответственность.

Знаковое событие произошло спустя год после установления Советской власти. В Москве открылся Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи. Он провозгласил создание Российского коммунистического союза молодёжи. Его главной целью было объявлено «распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодёжи в активное строительство Советской России».

Важной вехой стал III Съезд РКСМ в октябре 1920 года. В.И. Ленин выступил на нём с докладом «Задачи Союзов молодёжи». Он поставил важнейшую цель молодых коммунистов: овладевать знаниями, учиться коммунизму. Начётничество, самомнение, карьеризм — эти болезни Ленин считал угрозой и требовал искоренять. Разрушение СССР и печальная судьба советского комсомола стали прямым доказательством ленинской правоты.

К счастью, Ленин и Сталин понимали важность кропотливой работы с молодёжью. Это оказалось особенно важным в грозовое время. В Европе пахло войной. Капитал, потрёпанный и глубоко отступивший после революции и образования СССР, грезил о реванше. Ему нужен был весь мир — мир на коленях, мир колоний и покорных рабов. Ради этого и был выращен монстр фашизма. Он был призван сеять дурман национализма, отравлять трудящихся, спасать буржуазию от гнева рабочих, направляя его на представителей других наций.

Советское руководство хорошо понимало эту опасность. Индустриализация и коллективизация, культурная революция и создание оборонного щита стали ответом на фашизацию Европы. Молодёжь в этом деятельно участвовала. Алексей Стаханов, Паша Ангелина, тысячи других представителей рабочей молодёжи помогали крепить оборону Родины.

Важную роль в борьбе с фашизмом играл комсомол. В сентябре 1933 года в Париже состоялся Всемирный конгресс молодёжи против фашизма. Часть организаций-участников входили в Коммунистический интернационал молодёжи (КИМ). Другие занимали самостоятельную позицию. Следующими шагами сплочения антифашистских сил стали всемирные конгрессы молодых сторонников мира в Женеве в 1936-м и Нью-Йорке в 1938 году.

VII Конгресс Коминтерна принял политику широкого народного фронта. Изменил свою тактику и КИМ. Молодые коммунисты объединяли широкие слои демократической молодёжи, которая понимала опасность фашизма. VI Конгресс КИМ в 1935 году назвал первостепенной задачей антивоенное движение, борьбу за свободу, против фашизма. Теперь в КИМ принимались не только коммунистические, но и другие антифашистские юношеские организации, готовые к интернациональному сотрудничеству.

Задачи антифашистской борьбы Советская власть решала и через подходы к воспитанию и образованию.

Ещё Маркс и Энгельс разоблачали буржуазное воспитание, которое оправдывает эксплуатацию, культивирует индивидуализм, стяжательство, жажду власти и собственности. В качестве задачи коммунистического воспитания выдвигалось всестороннее и гармоническое развитие духовных и физических сил каждого члена общества.

По мнению классиков марксизма, ведущий принцип воспитания людей коммунистического общества — это соединение обучения с трудом. Как писал Маркс, «…каждый трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками». Политехническое образование, соединённое с производительным, сознательным трудом — это и средство увеличения общественного богатства, и единственное средство «для производства всесторонне развитых людей».

Маркс и Энгельс видели в молодёжи активную социальную силу. Смысл жизни они связывали с участием человека в общественных делах. Следовательно, свобода молодёжи от оков индивидуализма достигается на пути саморазвития, через социально-культурное творчество.

Развивая идеи предшественников, В.И. Ленин учил, что будущее общество обязано соединить обучение и производительный труд. Человека, продолжал он, нужно с раннего возраста воспитывать в сознательном труде, в духе товарищества и коммунистической организованности, в готовности подчинять свои интересы интересам коллектива. Эту идею блестяще реализовал А.С. Макаренко и его последователи. Таково принципиальное отличие нашей педагогической традиции от множества буржуазных практик лидерства и личностного роста, заполонивших сегодня общественную жизнь.

В царской России развитие капитализма сопровождалось массовым втягиванием в производство женщин, подростков, детей. Они нещадно эксплуатировались. В 1880-х годах доля рабочих от 12 до 14 лет составляла 13% в текстильном производстве и 18% — в полиграфическом. Рабочий день детей и подростков продолжался по 12-15 часов, а зарабатывали они в два-три раза меньше. Это приводило к болезням и высокой смертности. 80% малолетних рабочих страдали малокровием. Многих сводил в могилу туберкулёз. Вот почему огромная масса молодого пролетариата встала на сторону большевиков и деятельно участвовала в русских революциях.

Советская власть покончила с эксплуатацией детского труда. Перед молодёжью открылись самые широкие возможности для саморазвития, плодотворного творческого труда, образования. Детям рабочих и крестьян был открыт доступ в средние и высшие учебные заведения.

Ленин подчёркивал неправильность отрыва школы от жизни, от построения справедливого общества. «Школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие», — преду-преждал он. Нельзя забывать и таких его слов: «Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни… Наша школа должна давать молодёжи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей».

Советской молодёжи было за что любить свою Родину — СССР. Она гарантировала им лучшее в мире образование, приобщала к достижениям культуры, избавила от рабских условий труда, давала настоящую путёвку в жизнь. Недаром писал В.В. Маяковский:

Я с теми,

кто вышел

строить

и месть

В сплошной

лихорадке

буден.

Отечество

славлю,

которое есть,

но трижды —

которое будет…

…И я,

как весну человечества,

рождённую

в трудах и в бою,

пою

моё отечество,

республику мою!

Не будет преувеличением сказать, что Великую Отечественную войну выиграл советский учитель и советская школа. Они сформировали — причём за невероятно короткий период! — ту самую всесторонне развитую личность. Фашизм не смог поколебать в советской молодёжи уверенность в правоте своего дела, самозабвенную любовь к Советской Родине. Обладая этими качествами, она сполна доказала способность брать на себя самую строгую ответственность.

Страны капиталистической Европы с их «свободными индивидами» спешно склоняли головы перед Гитлером. И только наша социалистическая Отчизна встала мощной стеной на пути человеконенавистнической идеологии. Наши отцы и деды смогли разгромить фашистскую гадину в её логове.

Подвиг мая и сентября 1945 года совершён теми, кто был воспитан на священных принципах «Человек человеку — друг» и «Сам погибай, а товарища выручай». Дети и подростки наравне со взрослыми участвовали в разгроме врага. В школах, дворах, в пионерских отрядах возникали тимуровские команды. Уже летом 1941 года они стали действовать по всей стране.

Только в РСФСР насчитывалось более 2 миллионов тимуровцев. Ребята заботились о семьях фронтовиков, собирали деньги в Фонд обороны. За годы войны пионеры и комсомольцы собрали огромную сумму – миллиард советских рублей. Эти средства шли на постройку именных танковых колонн, таких как «Московский пионер», «Пионер Урала», «Куйбышевский пионер». Были построены две подводные лодки и семь авиационных эскадрилий, включая «Пионер Узбекистана», «Пионер Сибири», «Юный ивановец». В августе-сентябре 1941 года ярославские и костромские пионеры собрали средства на строительство бронепоезда, который вступил в свой первый бой у Великих Лук.

Огромную работу проделало подрастающее поколение в тылу. В сентябре 1942 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О работе пионерской организации в годы войны». В 1942 году 5 миллионов школьников участвовало в сельхозработах, выработав 149 миллионов трудодней. В 1943 году было уже 198 миллионов трудодней. Дети заменяли миллионы взрослых, ушедших на фронт. 9 миллионов «детей войны» трудились на производствах во имя Победы.

Неувядаемой славой покрыли себя дети и подростки в подполье и партизанских отрядах. Известно, что только в РСФСР действовали 29 подпольных пионерских отрядов, 23 — на Украине. За участие в боевых действиях свыше 200 тысяч пионеров было награждено боевыми орденами и медалями. Шесть ребят удостоились звания Героя Советского Союза.

Примеры истинного героизма показывали комсомольцы. В 1943 году в тылу врага действовали почти 3 тысячи первичных организаций ВЛКСМ. Восемь тысяч комсомольцев получили звание Героя Советского Союза. Шагнули в бессмертие Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Лиза Чайкина, Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Виктор Талалихин, Мария Мельникайте, Николай Кедышко и ещё многие молодые патриоты нашей советской Родины.

Исключительно важно, чтобы подвиги молодых антифашистов являлись примером для новых поколений. Вот почему предметом особой заботы КПРФ стало возрождение пионерии и комсомола. На этом пути многое сделано. В прошлом году мы отметили 100-летие со дня учреждения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. В этом году отмечают юбилей многие пионерские организации в регионах России. Пожелаем творческой инициативы, энергии и настойчивости всем нашим товарищам, включённым в эту работу!

В ряде прежде советских республик имена истинных героев преданы забвению. Мы хорошо знаем, к чему это приводит. На Украине возрождены самые чёрные, чудовищные практики прошлого. На смену настоящим героям на пьедестал почёта водружаются фашистские выродки. Их прославляют на высшем государственном уровне. Им ставят памятники. В их честь переименовывают улицы городов и посёлков.

Гидра бандеровщины должна быть задушена. Такова принципиальная линия нашей партии. Для победы над абсолютным злом нам необходима твёрдая опора на великую советскую эпоху с её выдающимися свершениями и на общее стремление прогрессивных сил мира одолеть фашизм.

О необходимости сплочения сил в борьбе с неонацизмом мы говорили 22 апреля на Международном Антифашистском форуме в Минске. Форум состоялся по инициативе компартий России и Белоруссии, готовился вместе с нашими братьями по СКП—КПСС. Акции в поддержку международной встречи были проведены по всей России. Телеканал КПРФ «Красная Линия» и другие партийные СМИ широко освещали эти события.

Мы встретились на белорусской земле в день рождения В.И. Ленина, чтобы продолжить его борьбу с империализмом. Участники прямо указали: кризис капитализма и активизация реакционных сил являются главными источниками угрозы новой мировой войны и возрождения фашизма. Принятый форумом Манифест призвал сплотиться в борьбе с фашизмом, реакцией и империализмом. Этот документ огромной политической важности послужит делу международной солидарности коммунистов и всех левых, прогрессивных сил планеты.

Задача борьбы с абсолютным злом фашизма легла на плечи современных поколений. Тысячи молодых патриотов, среди которых немало коммунистов и комсомольцев, совершают сегодня новые подвиги, достойные памяти их великих предшественников.

Мы убеждены: героизм в нашей стране способен вновь стать массовым явлением. А дорога на Верхний Ларс может быть известна своими природными красотами, но не вереницей сбегающих из России. Всё это возможно, но нужны принципиальные перемены. Требуется новая политика в сфере образования, культуры, защиты социальных прав. А её не осуществить без новой модели экономического развития.

Сделанного на этом пути категорически недостаточно. До коренного пересмотра политики государства ещё далеко. А ведь изобретать эту новую политику не нужно. Она изложена в программе КПРФ по преодолению кризиса, с которой солидарны ведущие специалисты нашей страны. Уверен, что злободневность подходов левопатриотических сил подтвердит и Орловский экономический форум — 2023.

Меры, предлагаемые КПРФ, гарантируют России решение важнейших исторических задач. Эти меры обеспечат переход страны от деградации к ускоренному развитию. Они помогут воспитывать у молодёжи истинный патриотизм, готовность защищать Родину и стойко бороться с фашизмом.

Заботы и усилия партии

Дорогие товарищи! Соратники!

В этом году мы отмечаем юбилей возрождения партии. Прошло 30 лет после II учредительно-восстановительного съезда КПРФ. Все эти годы наше братство решало задачу соединения социально-классовой борьбы коммунистов с защитой подлинного суверенитета России.

В самое лихое время коммунисты внесли особый вклад в дело защиты Родины и народа. Партия, её союзники, влиятельная фракция КПРФ в Государственной думе настойчиво сражались против закабаления страны мировой финансовой олигархией, за сбережение её научного и производственного потенциала, за укрепление позиций России на мировой арене и восстановление связей с традиционными союзниками.

Решать такие задачи было непросто. Ельцинская камарилья объявила патриотизм «прибежищем негодяев». «Пятая колонна» либералов во власти «клеила» коммунистам ярлык «красно-коричневых». Травля велась массово и системно. По нам били из всех информационных орудий. Но КПРФ была верна объединительной силе патриотических идей.

Всероссийская партконференция 1994 года определила: «Создание союза государственно-патриотических сил — главное условие для вывода России из кризиса, сохранения её культурной самобытности, целостности и суверенитета». Этого принципа мы придерживались всегда.

КПРФ настойчиво сражалась с натовской угрозой. Вместе с коммунистами Украины мы изгоняли американских вояк, прибывших на учения в Феодосию. Мы не допустили создания авиабазы США под Ульяновском и пресекли попытку проведения совместных с представителями НАТО учений в Нижегородской области. Фракция КПРФ в Госдуме не позволила единороссам во главе с Сигуткиным «содрать» серп и молот с Красного Знамени Победы.

Решать наши текущие и стратегические задачи на современном этапе позволит удвоение рядов партии. Готовясь сегодня к 100-летию Ленинского призыва в ряды ВКП(б), мы объявили новый призыв наших сторонников в ряды КПРФ. Нам необходимо повсеместно усилить эту работу в соответствии с обращением «Это твоя партия!».

Центральный Комитет КПРФ и отделения партии уделяют особое внимание патриотическому воспитанию граждан. Сегодня мы уверенно противостоим силам, которые враждебны нашему Отечеству, и самой страшной из опасностей — фашизму.

В 2014 году во весь рост на борьбу против неонацизма и бандеровщины поднялся героический Донбасс. С первых дней мы были рядом. В Новороссию отправлено 18 тысяч тонн гуманитарных грузов. Накануне Дня Победы КПРФ направила туда свой 109-й конвой помощи. В эти же дни мы завершили уникальную акцию, пронеся копию Знамени Победы через 110 городов.

Девять лет назад вместе с Иосифом Кобзоном мы создали движение «Дети России — детям Донбасса». С тех пор мы приняли 13 тысяч детей, прошедших школу патриотизма и интернационализма. Находясь в Подмосковье, они посещают Кремль, ВДНХ, храм Христа Спасителя, места боевой и трудовой славы. Эти ребята учатся настоящей дружбе и солидарности.

В масштабной работе по поддержке Донбасса и других регионов, вернувшихся на историческую Родину, задействованы все наши силы: Президиум и Секретариат ЦК КПРФ, Штаб протестного движения, региональные и местные комитеты партии, наши сторонники, близкие нам средства массовой информации. Делаем всё, чтобы максимально помочь тем, кто сражается с нацизмом и бандеровщиной.

За всестороннее содействие этой большой работе отдельно благодарим коммунистов — руководителей регионов: губернатора Орловской области А.Е. Клычкова, главу Хакасии В.О. Коновалова, губернатора Ульяновской области А.Ю. Русских, мэра Новосибирска А.Е. Локотя. Слова признательности и нашим верным союзникам: Ленинскому комсомолу, «Всероссийскому женскому союзу — «Надежда России», движениям «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки», «Левый фронт», «Дети войны», «Русский Лад».

Каждый регион России имеет богатую историю и культуру, революционные и боевые традиции, трудовые успехи. Это позволяет строить деятельность коммунистов на местах творчески, вовлекая в работу истинных патриотов большой и малой Родины. Наш успех здесь прямо зависит от организованности комитетов КПРФ, от правильно расставленных приоритетов и умело распределённых обязанностей. В Калмыцком республиканском, Ставропольском краевом, Воронежском, Ленинградском и Новгородском областных комитетах партии избраны секретари, курирующие патриотическую работу. В большинстве комитетов это направление закреплено за секретарями по идеологии, агитации и пропаганде, молодёжной политике.

Читать дальше

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########