Новости KPRF.RU
В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

«Советская Россия»: Премия «Слово к народу – 2023», присужденная посмертно лидеру коммунистов Приднестровья Олегу Хоржану, вручена его сыну Евгению


Премия «Слово к народу – 2023», присужденная посмертно лидеру ...

Программа «Темы дня» (15.04.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Выжить после наводнения: Коммунисты в Оренбургской области помогают ...

Памяти Артура Николаевича Алексеева


С прискорбием сообщаем, что 15 апреля на 77-м году жизни скончался наш товарищ и друг, ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: Победа России обрушит миропорядок, основанный на грабеже и геноциде


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе «60 ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Таргетирование инфляции как основа денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Официальная версия и объективная реальность

Инфляционное таргетирование – комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования).

Таргетирование инфляции как основа денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Официальная версия и объективная реальность

Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, т.е. достижение стабильно низкой инфляции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром является ключевая ставка Банка России. Ввиду распределённого во времени характера действия денежно-кредитной политики на экономику, Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности.

Ценовая стабильность позволяет сохранять покупательную способность национальной валюты, что является одним из условий поддержания благосостояния российских граждан. Поддержание устойчиво низкой инфляции создает более предсказуемые условия экономической деятельности, как для домохозяйств, так и для производителей, облегчает им планирование и принятие решений относительно потребления и инвестирования, обеспечивает сохранность сбережений. Таким образом, ценовая стабильность вносит вклад в снижение экономической неопределенности и способствует формированию источников финансирования долгосрочных инвестиций, что создает условия для устойчивого и сбалансированного роста экономики.

ЦБ РФ не устанавливает каких-либо целевых ориентиров по уровню обменного курса рубля и не препятствует формированию тенденций в его динамике, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса, что обеспечивает возможность проведения более действенной процентной политики, направленной на поддержание ценовой стабильности, а также способствует адаптации экономики к изменениям внешних условий и увеличивает ее устойчивость к влиянию внешних факторов (Официальная версия с сайта ЦБ РФ) (4).

Ранее основным инструментом борьбы с инфляцией было удержание в определённом коридоре стоимости рубля, по отношению к бивалютной корзине. Но при сложившихся неблагоприятных условиях для ведения бизнеса в РФ (довлеющее положение монополий, коррупция, политическая неопределённость), тормозящих инвестиции в реальный сектор экономики, эта политика Банка России приводила к росту инфляции и оттоку капитала.

В связи с этим Центробанком было принято решение сконцентрировать свою деятельность на инфляционном таргетировании, ведущее к росту процентных ставок и ограничению инвестиционной активности. Разумеется в данном случае не задевалась финансовая устойчивость монополий, в т.ч. с госучастием, так как имея прогнозируемые финансовые потоки в силу понятных сырьевых бизнес-моделей и масштабности производства, последние имели доступ на иностранные рынки капитала, путём размещения облигаций, либо выпуска АДР. Также при определённой аффилированности эти компании получали и поддержку из госбюджета на льготных условиях, т.к. при высоких ценах на энергоносители были благоприятные условия для наполнения бюджета и создания стабилизационного фонда.

Но, вступил в силу режим санкций, который отрезал доступ нашим компаниям, в т.ч. и монополиям от рынка внешних заимствований. Что также усугубилось падением мировых цен на сырьевые товары.

Монополии и компании с госучастием-участники ВЭД, получающие выручку в иностранной валюте и имеющие определённые лоббистские возможности, нивелировали для себя негативный эффект от невозможности дальнейшего рефинансирования долговых обязательств посредством выхода на иностранные финансовые рынки, используя в своих интересах отпуск ЦБ РФ рубля в «свободное плавание».

Далее события развивались по такому сценарию: под влиянием негативного информационного фона, вызванного режимом санкций, создались условия повышенных инфляционных ожиданий, спровоцировавшие высокую волатильность на российском финансовом рынке, что способствовало масштабным спекулятивным операциям. А ЦБ РФ, в свою очередь, намеренно создал для участников рынка условия информационной неопределённости, растянутой во времени, что спровоцировало дополнительные инфляционные ожидания и спрос на валюту, а также, как следствие, привело к закрытию коротких биржевых валютных позиций и соответственно к резким пиковым значениям стоимости евро и доллара в декабре 2014 г. Сложились благоприятные условия для монополий, банков с госучастиеми для ЦБ РФ в т.ч. для реализации больших объёмов валюты на высоких ценовых уровнях. А так как на финансовых рынках после резкого роста всегда следует коррекция, то данные «участники» финрынка восстановили и нарастили свои валютные портфели, откупившись на коррекции. Также девальвация рубля создаёт благоприятные условия для сырьевых монополистов, снижая их издержки производства.

На фондовом рынке прослеживалась обратная ситуация, т.е. резкая просадка фондовых индексов. Не исключено, что инсайдеры использовали рублёвую выручку от продажи валюты и для приобретения подешевевших акций. После восстановления валютных портфелей, последовал плавный рост бивалютной корзины, некие «валютные качели» для инсайдеров. Так Центробанк «реализует» политику таргетирования инфляции, путём сокращения рублёвой денежной массы посредством финансовых рынков, т.е. тактикой банальной спекуляции.

Далее регулятор исходит из той логики, что повышая ключевую ставку, он делает деньги более дорогими, уровень кредитования снижается, в экономике падает спрос – и в результате якобы цены растут медленнее или должны снижаться.

Однако в этой схеме есть, по крайней мере, одна особенность, которую ЦБ РФ не учитывает. Дело в том, что повышение стоимости кредитов также вносит вклад в общий уровень цен – издержки компаний растут, соответственно, растут цены. При этом инфляция в России по большей части является инфляцией предложения – спрос относительно постоянен, а цены на товары растут за счёт роста издержек (растёт себестоимость продукции, так как даже та продукция, которая производится российскими предприятиями, имеет в большинстве своём импортную компонентную базу). Так как предприятия не могут долго торговать себе в убыток, они вынуждены увеличить цену на свою продукцию. По закону спроса и предложения при увеличении цены количество единиц проданной продукции уменьшается, и если не принять адекватных мер со стороны правительства, то в экономике может начаться период спада.

Поэтому действия регулятора по её снижению в рамках денежно-кредитной политики оказываются неэффективными. Стремясь к понижению инфляции, ЦБ РФ заявляет, что стабильность цен необходима для улучшения инвестиционного климата.

В реальности, кроме того, что завышенная ставка ЦБ РФ сама влияет на рост инфляции, она ограничивает и инвестиции, поскольку при столь дорогих заёмных деньгах они не могут быть эффективны. Предприниматели не будут занимать деньги по таким высоким ставкам, потому что у них нет уверенности в доходности проектов. Помимо этого, регулятор настаивает на том, что низкая инфляция вносит свой вклад в экономическое развитие и способствует экономическому росту. Однако мы наблюдаем прямо противоположную картину.

В нынешних российских реалиях, в условиях догоняющего развития и необходимости резкого роста инвестиций, концентрация Банком России на одной лишь инфляции без учёта других экономических показателей ведёт к крайне негативным последствиям, поскольку практически полностью игнорируются аспекты промышленного роста и в целом – экономического.

Основные необходимые условия для реализации инфляционного регулирования:

1. Институциональная независимость: центральный банк должен обладать легальной и реальной автономией и не испытывать давления со стороны властей. Но согласно ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (2). А учитывая расклад сил в Парламенте, Президент фактически назначает Председателя ЦБ РФ. О какой независимости может идти речь?

2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика: для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ РФ должен быть способен достоверно инфляцию прогнозировать.

3. Требования к структуре экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.

4. Развитая финансовая система – для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

Таким образом, ни одно условие в РФ не выполнено полностью.

Переход к режиму таргетирования инфляции может быть нежелательным также и в том случае, если органы государственной власти не поддерживают такой шаг (Минэконоразвитя, Г. Греф ПАО «Сбербанк» и др. не разделют политику ЦБ РФ).

Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка. А когда Э. Набиулина заявляет в контексте санкционного воздействия на финансовую устойчивость предприятий, что участники экономических процессов должны учиться хеджировать валютные риски, то извините за иронию, почему Центробанк не захеджировался и не обеспечил устойчивость национальной валюты? И как вообще может хеджироваться капиталоёмкое производство, имеющее валютный контракт с зарубежным производителем-поставщиком оборудования и долгосрочный инвестиционный цикл при девальвации рубля вдвое?

При корректировке процентной ставки необходимо принимать во внимание потенциальные эффекты изменения цен на финансовые активы (недвижимость, облигации, акции, валютный курс) на динамику производства, занятость и инфляцию. Изменение процентной ставки не может происходить резкими скачками, т.е. ее динамика должна быть сглаженной и согласовываться с предыдущими решениями в области процентной политики.

Исходя из того, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона РФ №86-ФЗ от 10 июля 2002г. «О Центральном банке РФ (Банке России)»:после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Но после принятия Федерального закона РФ №287-ФЗ от 4 октября 2014г. «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» были внесены изменения в части отчисления Банком России полученной прибыли в федеральный бюджет. Согласно статьи 1 Дата официальной публикации:8 октября 2014 г.

внесено в часть первую статьи 26 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2013, № 30, ст. 4084) изменение, заменив слова «50 процентов» словами «75 процентов». Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года (3).

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять во втором и третьем чтении законопроект, предусматривающий в 2016 году перечисление 90% прибыли Центробанка за 2015 год в федеральный бюджет.

Согласно документу, ЦБ РФ после утверждения советом директоров годовой финансовой отчетности за 2015 год перечисляет из фактически полученной прибыли за 2015 год, остающейся после уплаты налогов и сборов, 90% в федеральный бюджет.

«Законопроект вносится в соответствии с мероприятиями в части мобилизации доходов федерального бюджета», - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Соответствующие поправки предлагается внести в закон о Банке России. В 2010-2014 гг. уже Центробанк перечислял в бюджет 75% своей прибыли. В 2015 году ЦБ РФ также перечисляет 75% прибыли за 2014 год в федеральный бюджет и 15% - ВЭБу в качестве имущественного взноса для использования в целях укрепления финансовой стабильности банковской системы. Деньги планируется потратить на компенсацию разницы между ключевой ставкой ЦБ, по которой Внешэкономбанк получает деньги, и ставкой, по которой он выдает кредиты(1). Вопрос: А кому ВЭБ выдаёт такие кредиты?

На основании изложенного следует вывод, что ЦБ РФ не заинтересован в снижении ключевой ставки, так как со стороны государства постоянно ужесточается фискальная политика в отношении ЦБ РФ, что уменьшает прибыль, остающуюся в распоряжении ЦБ РФ. Ведь Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Т.е. государство использовало и использует ЦБ РФ как источник дополнительного косвенного налогообложения национальной экономики, посредством лояльного отношения к высокой ключевой ставке, что крайне нежелательно, особенно в условиях санкционного воздействия.

Эта примитивная тактика спорных локальных решений осуществляется в ущерб стратегическому развитию экономики.

Список литературы:

1. Комитет Госдумы одобрил законопроект о перечислении ЦБ в бюджет 90 % прибыли // INTERFAX.RU. – 2015. – 18 ноября. URL: http://www.interfax.ru/business/480034
2. Официальный сайт, посвященный Конституции РФ. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm
3. Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2014/10/08/bank-dok.html
4. Официальный сайт Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru/DKP/print.aspx?file=dkp.htm&pid=dkp&sid=itm_31087

Андрей МАРЬИН
экономика

1 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########