Новости KPRF.RU
Идейное наследие В.И. Ленина и борьба трудящихся за социализм в XXI веке


Юбилейный доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на Х Пленуме Центрального Комитета ...

Газета "Правда": Ленин всегда рядом


В Дедовичском районе Партизанской славы Псковской области установлен бюст В.И. ...

Газета "Правда": Кремлёвская «вертикаль» самоизолировалась


Реакцию кремлёвских властей на происходящее в экономической и социальной сфере можно ...

Газета "Правда": «Шнур» и пляски на костях


В то время, как ситуация в нашей стране из-за пандемии коронавируса продолжает оставаться ...

Газета "Правда": Ради кого Гитлер был готов даже сдать Берлин


К 75-летию Великой ПобедыНачавшаяся за несколько месяцев до мая 1945 года агония ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Об образовании и реальности

Начало февраля. Многие студенты возвращаются домой из других городов после сдачи зимней сессии, отдохнуть, повидать родственников, набраться сил. А для выпускников школ остается совсем мало времени до сдачи ЕГЭ. Тревожно-радостные дни! Не меньше учеников и студентов волнуются их родители: куда будет поступать ребенок после школы, найдет ли работу по специальности выпускник вуза?

Об образовании и реальности

Для многих родителей, как и для меня, небезынтересно знать, сможет ли выпускник вуза найти место в родном отечестве, быть востребованным, принести пользу обществу, а заодно помочь решить амбициозные задачи войти в пятерку ведущих стран мира по экономике. Ответа на этот вопрос пока нет, поскольку многие выпускники вузов мечтают работать за границей.

Без стабильного повышения зарплаты, решения жилищной проблемы и возвращения льгот, особенно сельским учителям, решить кадровую проблему невозможно. Кто из «сильных» учителей поедет сегодня в село, чтобы, лишившись многих благ цивилизации, получать 15-20 тысяч рублей? Не лучше ли стать репетитором, чтобы не составлять рабочую программу по своему предмету? Причем объем такой программы огромный, не считая приложений текстов контрольных и самостоятельных заданий на предстоящий учебный год, да плюс тематическое планирование. Это работа высокооплачиваемых чиновников из министерств образования регионального и федерального уровня, не желающих заниматься этими вопросами, то есть обременять себя.

Преподавателям вузов тоже не позавидуешь. На бумаге, согласно «майским указам», зарплату преподавателям подняли до средней по региону, вот только считают ее, как и в других отраслях хозяйства, то есть берут среднее арифметическое между ректором и десятком простых сотрудников, зарплата которых в десятки раз меньше начальника. Приходится подрабатывать в двух-трех местах, не оставляя времени для научной и методической работы.

Поэтому среди преподавателей школ и вузов все меньше остается подвижников, они идут в бизнес по советам Д. Медведева. Их место занимают не учителя, а клерки с дипломами. Они не очень эрудированны в своих предметах, особенно в научной области. Вот почему Россия отстает от всего мира по написанию истинно научных работ, по внедрению новшеств в производство. Кому нужны их псевдонаучные статьи в псевдонаучных журналах? Они беспринципны и на экзаменах, ставя студентам положительные оценки согласно баллам, выставленным за посещаемость. «Каков поп, таков и приход», то есть какой преподаватель, такой и дипломник. И все довольны.

Вместо трехлетней отработки после получения диплома, как в советское время, молодые специалисты отправляются на «вольные хлеба» и едва ли найдут работу, связанную со специальностью по диплому. По данным исследования РАНХ и ГС, только 37 процентов молодых выпускников вузов, колледжей и техникумов работают сегодня по специальности. 29 процентов сказали, что их работа хоть как-то связана с тем, чему их учили, а 27 процентов работают не по специальности. Чтобы работать на высокооплачиваемом месте по специальности (диплому), необходимо иметь «своих людей», или как говорили раньше, «лохматую руку» в ведущих компаниях.

Чтобы дать равные права всем при поступлении в вуз, необходимо школьное образование сделать бесплатным и общедоступным, что не должно подвергаться сомнению. Сегодня же существует немало статей, по которым родителям открыто или завуалировано приходится платить, не говоря об оплате за репетиторство, достигающее нескольких тысяч рублей в месяц. Как при этом не вспомнить, что советское образование было самым передовым в мире и что уже к 20-м годам прошлого столетия была ликвидирована безграмотность.

Технологическая среда меняет людей. Давно заменили книги, учебники компьютеры, гаджеты. Мобильные средства связи сократили живое общение. Раньше дети зачитывались фантастикой, классикой, грезили о стройках века, полетах в космос, хотели стать строителями, учеными. Сегодня власть постаралась изменить в глазах детей и родителей приоритеты – бизнес, чиновничья государственная служба – но не профессии, двигающие страну вперед. Негосударственные вузы не готовят специалистов тех профилей, в которых сейчас нуждается страна. Мало выпускается врачей, математиков, специалистов по естественным наукам.

Кого можно подготовить на слабой материально-технической базе? Откуда ей взяться, если Минфин предлагает выделить на госпрограмму «Развитие образования» на 2,64 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году, расходы на программы высшего образования предлагается увеличить на 2,57 миллиарда рублей. На всю программу добавляют стоимость нескольких квартир в модном квартале Москвы или одного «незаменимого» футболиста. Само собой напрашивается сравнение: если бюджет Новосибирского университета порядка 70 миллионов долларов, то бюджет Гарварда – 5-6 миллиардов долларов. Важно дать хорошее образование талантливым ребятам, помочь им реализовывать свои амбиции не на Западе, а в родной стране. А потому необходимо четко и ясно ответить на вопрос, что мы хотим сделать в образовании? Ответа нет ни у идеологов-реформаторов, нет его и у критиков реформы. Сегодня уже образование не вернется в советское время и в советскую систему, так как мы живем в другой стране. Сейчас в ней примерно один миллион 200 тысяч, полицейских – почти миллион, сотрудников спецслужб – более двух миллионов. Зарплата профессора почти в полтора раза меньше, чем зарплата лейтенанта полиции и равна пенсии сегодняшнего отставного военного. Об учителе не говорим Расходы бюджета на спецслужбы превышают расходы на здравоохранение и образование вместе взятые в три раза. Значит, мы движемся не к обществу знаний, как утверждают президент и премьер-министр, а к полицейскому государству.

Век высоких технологий требует сегодня от молодых людей умения обращаться с большими объемами информации, развивать свои способности, опираясь на фундаментальные науки – физику, математику. И снова непонятные «ножницы» между понятиями надо и что делается. Сегодня большинство учащихся и студентов не имеет нормальных условий для учебы. Мизерная стипендия заставляет их подрабатывать, что не способствует повышению знаний.

Образование – это планомерное обучение людей, создание условий для усвоения знаний. Но кто даст эти знания? Вчерашние егэшники, дающие онлайн-уроки или менеджеры в модных пиджаках, просто ничего не знающие?

Когда власти в очередной раз твердят об «утечке мозгов», недостаточной квалификации выпускников вузов, невольно задумываешься: а что вы сделали для того, чтобы талантливые ребята не рвались в другие страны, чтобы среди нобелевских лауреатов снова появились ученые-россияне? Хочется верить, что будут выполнены майские указы Президента, что должно произойти индустриальное развитие нашей страны, что откроются тысячи предприятий и организаций, которые станут испытывать потребность в выпускниках вузов и техникумов своего профиля, а менеджера заменит настоящий инженер. Власти нужно услышать голос передовой молодежи, голос времени.

Евгений ДЕРКАЧ
образование, капитализм, общество

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########