- НОВОСТИ
- ДОКУМЕНТЫ
- РУКОВОДСТВО
-
ИЗДАНИЯ
ГАЗЕТЫ КНИГИ
- ССЫЛКИ
- ОТДЕЛЕНИЯ
Аларское Ангарское Бодайбинское Балаганское Баяндаевское Братское Боханское Жигаловское Заларинское Зиминское Иркутское городское Ленинский райком г. Иркутск Октябрьский райком г. Иркутск Правобережный райком г. Иркутск Свердловский райком г. Иркутск Иркутское районное Качугское Казачинско-Ленское Катангское Киренское Куйтунское Мамско-Чуйское Нижнеилимское Нижнеудинское Нукутское Ольхонское Осинское Саянское Слюдянское Тайшетское Тулунское Усольское Усть-Илимское Усть-Кутское Усть-Удинское Черемховское Чунское Шелеховское Эхирит-БулагатскоеПоказать менюМЕНЮНовости KPRF.RUВ.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...
Юрий Афонин в эфире «России-1»: Наращивание мощностей оборонки стимулирует развитие целого ряда смежных мирных отраслей
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин принял участие в программе «60 ...
Наукоградам России - правовую защиту! Заявление Центрального Совета РУСО
Публикуем Заявление Центрального Совета РУСО. Наукограды являются стратегически важной ...
Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"
Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...
М.В. Дробот поздравила Законодательное Собрание Пермского края с юбилеем
18 апреля на заседании Законодательного Собрания Пермского края депутат Государственной ...
28 авг 20:40В стране и миреСердце революции. К 120-летию со дня рождения Андрея Платонова
Сегодня Андрей Платонов признан классиком русской литературы. Его книги общедоступны, но главное идейное содержание его прозы часто остаётся закрытым. Эта герметичность автора для «непосвящённых» при этом связана не сложностью, а скорее с той режущей до глубины простотой, которую читатель зачастую не может принять.
Андрей Платонов в своей прозе копнул в самую глубину проблематики революции. Его странное и грузное, плотяное слово стало проникать в самую суть отчуждения, которое его персонажи пытаются снять самыми радикальными способами. Критика и современникам Платонова казалось, что, изображая своих странных юродивых героев, он пишет сатиру на советскую действительность. Ему выносили вердикт, что он контрреволюционный писатель, что было для него тяжким обвинением.
Но, как оказалось, в речах и поступках платоновских иноков революции, рыцарей девы Розы Люксембург, созерцателей самозарождающегося в массах социализма отражались, оживали идеи и мироощущение самого писателя. А парадоксальный язык, смешивающий народное просторечие с научными терминами, нередко питался из бюрократических бумаг, которые Платонов имел возможность наблюдать, работая мелиоратором.
«Большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда всё могло поместиться…» – в этой фразе из ключевой для понимания Андрея Платонова повести «Чевенгур» звучит могучий лейтмотив его творчества. Революция, коренное изменение мира, его преображение связано с неутомимой работой центрального органа в человеке – с сердцем.
Не только отрешение имущества и отсутствие социального гнёта должны были, по Платонову, проложить путь к социализму. Скажем, что коммунисты в прозе писателя приближались в своём небрежении к материальному к юродивым и отшельникам христианства. Но главное – это освобождение от рассудка, главного эксплуататора.
«Ум такое же имущество, как и дом, стало быть он будет угнетать ненаучных и ослабленных», – говорит пролетарий Чепурный из Чевенгура. В тексте повести слово «сердце» и его производные центральны. Оно употребляется более сотни раз в различных контекстах. Но всегда оно почти связано с постижением мира и времени. Сердце – орган зрения, орган знания и орган общения. По сути, это душа пролетария.
Но почему же только пролетария? Неужели остальные все – то есть противоположный класс – бессердечны? Нет, класс у Андрея Платонова есть народ. А пролетарий и есть русский. Только это русский, решившийся на «путешествие с открытым сердцем», на всеприятие полного тоски мира и обречённых людей. А тот, кто не проявил свою классовую сознательность, не отринул прежней «кулацкой» жизни, по сути не решился на то, чтобы сострадать всему существующему, чтобы стать человеком.
Именно так. Герои Платонова блаженные, юродивые, жизнь и поступки которых граничат с безумием. Их поступки и речи в другом контексте можно выдать за литературу абсурда. Они кончают жизнь самоубийством ради любопытства о потустороннем мире, облачаются в рыцарские доспехи и спят на гранатах, тоскуют о возлюбленной, но никогда не приходят к ней.
Но проблематика в жизни от их мнимого «безумия» не снимается, а только усугубляется. Они оказываются в пустоте. Ярко описывает этот момент Платонов в «Сокровенном человеке».
«…Пухов думал, что они ничего ребята, хотя напрасно бога травят, – не потому, что Пухов был богомольцем, а потому, что в религию люди сердце помещать привыкли, а в революции такого места не нашли.
– А ты люби свой класс, – советовали коммунисты.
– К этому привыкнуть еще надо, – рассуждал Пухов, – а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неуместного сердца».
Эта пустота даёт человеку простор для революционного творчества. Но она и мучит его. Всё, чему он прикасается, оказывается недостаточным. Писатель верил, что именно стихийное творчество народных масс родит социализм. Поэтому чевенгуровский Александр Дванов по указу губисполкома идёт по селениям искать уже осуществившийся социализм.
Лирическое начало в прозе Платонова касается всеобщей тоски, обречённости, смерти, которые заключены и в природе, и в человеческом быте. По сути, в прозе Платонова смерть тотальна и всеобъемлюща. Его герои постоянно живут в её присутствии. Но от того граница между жизнью и смертью стирается. Маленький Саша Дванов ночует в яме возле могилы отца, ощущая, что там его дом. Копенкин хочет выкопать тело своей матери. Смерть не ужасает, но печалит героев, но только погружает их в глубину своей самости.
Так, корень зла оказывается не в общественно-экономических отношениях, а в падшести, испорченности человеческой природы. Бороться с эксплуатацией, по Платонову, значит бороться с самим собой.
«Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план?», – недоумевают, сомневаются платоновские пролетарии. Воодушевление их сменяется пониманием, что революция требует тотального преображения мира и изменения человеческой природы. От того они становятся странниками, иноками большевизма и стихийными философами.
Всё могло поместиться в сердце писателя Андрея Платонова – революция, смерть, человечество, надежда, чаяние социализма, ожидание всеобщего конца и сотворения нового мира – однако этого не смогли вместить в большинстве своём его современники. Им чудилась в прозе Платонова сатира, ирония, усмешка. Горькая правда, которую глубинно проживали его герои и он сам, оказалась слишком тяжёлой для них. Но она, тем более, тяжела для дня сегодняшнего, в котором, кажется, нет уже ни сердца, ни рассудка.
Революция у Платонова – это конец света. А значит, она ещё не осуществилась.
Михаил СЕУРКО история, культура, литература, революция3 понравилось 0 не понравилось
Похожие новости:Сергей Левченко: Октябрьская революция направила человечество на путь прогресса в области Призывы и лозунги ЦК КПРФ к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции В стране и мире 19 театров из семи стран примут участие в XI театральном фестивале драматургии им. А. Вампилова в области / Иркутск Валентин Распутин: «Захватили в свои руки богатейшую страну…» в области / ВАЖНО Книга, перевернувшая мой внутренний мир. «Прощание с Матёрой» в областиДобавить комментарийИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.Опрос посетителейЛичный кабинетЛента НовостейМэр Чунского района начал борьбу с местным самоуправлением и коммунистами. Заявление Чунского райкома КПРФ 21:57«Эта работа сегодня очень полезна и актуальна». В Москве прошла презентация книги «Геннадий Зюганов» 21:35Разработанная ТПК политика развития периферии и её история 19:44В Иркутске состоялась 31-я молодёжная конференция «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы» 12:35Иркутянам передали поздравление с Днём космонавтики с околоземной орбиты 19:06Поздравление Г.А. Зюганова с Днём космонавтики 17:14В. Савчук. Байкал – один на всех 17:10«Красные маршруты» в Иркутске 17:03тэги сайтаакции протеста, внешняя политика, Выборы-2018, Госдума, губернатор Иркутской области, дети, единороссы, законодательное собрание, здравоохранение, Зюганов, Иркутск, Иркутская область, история, капитализм, комсомол, КПРФ, культура, Левченко, местное самоуправление, молодёжь, Носенко, образование, общество, оппоненты, память, партия, персоналии, поздравления, политическая система, право, праздник, протест, Русский лад, сельское хозяйство, социализм, социальная сфера, чиновники, Щапов, экология, экономика
Показать все теги#########
КПРФ ИРКУТСК 2015. by - 2015
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации