Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...

В.И.Кашин принял участие в заседании Коллегии Россельхознадзора


28 марта 2024 года Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

Рассвет ТВ. Ренат Сулейманов. Частному бизнесу не место в ЖКХ!


В последнее время Россияне встревожены ростом аварийности жилых домов, техногенными ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: У подавляющего большинства террористов мира один хозяин – западный империализм


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

В.Н. Тетёкин: «Российскому правительству есть чему поучиться у Лукашенко»

Лукашенко обвинил Правительство в «пофигизме» и начал разгонять министров. На заседании кабмина уже поручено отправить в отставку двух министров: промышленности, а также архитектуры и строительства. Более того, Лукашенко распорядился «внести предложения по замене всего руководства Правительства». Но почему в маленькой Белоруссии, не выполнив указы президента, можно «загреметь», а в России при этом все на местах, президент доволен кабмином и даже вручил ему мандат на новый срок? К тому же еще недавно средняя зарплата в Белоруссии стала выше российской. Как так?

В.Н. Тетёкин: «Российскому правительству есть чему поучиться у Лукашенко»

Может, потому, что Белоруссия просто бережнее отнеслась к советской системе экономики после развала СССР и взяла ее за основу, а не как у нас, где за основу взята «невидимая и беспощадная рука рынка»? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился доктор исторических наук, политический деятель Вячеслав Тетёкин.

- Почему президент Белоруссии может наказывать министров за неисполнение указов, а президент России не может? Как Вы смотрите на эту ситуацию?

- Я не очень верю в то, что те самые люди, которых Лукашенко назначил, вдруг повели себя в духе «пофигизма». Дело в том, что Лукашенко известен крутым нравом, и у него, что называется, не забалуешь, поэтому предположить, что кто-то из министров спустя рукава относился к своим обязанностям, я не могу. Известно, что в отличие от российского высшего руководства - где, даже если человек окончательно проштрафился, его ещё держат месяцами, а то и годами на своей должности – у Лукашенко всё происходит быстро. Если человек явно не тянет и не справляется, его меняют на другого человека, и это правильно в принципе. Но так, чтобы всё Правительство оказалось вдруг некомпетентным, в это не очень верится.

Я думаю, что проблема связана, скорее, с нарастанием общих экономических проблем Белоруссии. Я не берусь сейчас говорить о корнях этих проблем, потому что глубоко этой тематикой не занимался, но совершенно ясно, что это связано с общим кризисом, с повышением тех же цен на нефть, с повышением цен на газ и общемировым кризисом. И здесь Александр Григорьевич пытается маневрировать в поисках новых людей, которые способны внести новую струю в экономику, предложить какие-то идеи и открыть какие-то новые возможности. А всё остальное – вот эти обвинения правительства в том, что оно не справляется или пофигизмом занимается – я думаю, что это больше пропагандистское обрамление всего происходящего. У меня такое ощущение.

- Средняя зарплата там уже выше, чем средняя в России, пенсионный возраст повышают, но не на 5 и 8 лет, а всего на 3 года за 6 лет. Насколько удаётся системе справляться с трудностями общими для всех? И при чём тут недовольство министрами?

- Как это ни парадоксально, Лукашенко стал заложником собственных экономических успехов. Надо сказать, что в экстремально тяжёлых условиях, в которых оказалась Белоруссия в начале 90-х годов (Белоруссия, как известно, не обладает собственными мощными полезными ископаемыми, которыми владеет практически каждая другая республика бывшего Советского Союза), он, тем не менее, нашёл возможность совершить экономический манёвр, который привёл к подъёму промышленности и самое главное - может быть, к небольшому, но стабильному подъёму жизненного уровня населения. И сейчас, конечно, не столько спад, сколько торможение роста жизненного уровня населения. А если происходит и спад — это особенно болезненно, это воспринимается уже как кризисное явление.

То есть Лукашенко в силу своей энергии, преданности делу подъёма экономики республики, благосостояния народа очень много сделал, и народ его уже привык, что благосостояние растёт. И действительно, они по ряду показателей Россию опередили. Поэтому особенно болезненно сказываются малейшие признаки того, что намечается спад, это отражается на его репутации, и он поэтому лично сам на это очень остро реагирует.

Но мы должны понимать, что когда мы говорим о нарастании экономических проблем, они имеют совершенно другой характер. Если, например, с той же Украины народ уходит сотнями тысяч и даже миллионами, та же Прибалтика обезлюдела, там среднее поколение всё выехало на заработки в Европу, то в Белоруссии этого процесса нет. Там ситуация действительно стабильная. Как ни парадоксально, повторяется ситуация 89-90 годов в Советском Союзе. То есть, с одной стороны, уровень жизни и тогда был достаточно высокий, были временные явления, как нехватка продуктов, но система была работоспособна. Однако народ привык уже к тому, что жизненный уровень растёт, и вдруг он перестал расти, даже начал снижаться. Все заговорили о том, что «оказывается, система не та». И вот здесь тот же самый процесс. До поры до времени всё росло, и в какой-то момент начинается замедление, и это очень болезненно ощущается, поэтому Лукашенко столь резко реагирует на эти события, возлагая ответственность, прежде всего, на Правительство.

- А победы Белоруссии в экономике – что лежит в корне этих достижений?

- В корне достижений лежит очень мощная роль государства в управлении всеми экономическими процессами. То есть у нас делается ставка на частные инициативы, на рыночные механизмы, а Лукашенко однозначно делает ставку на государственное управление экономикой, и у него получается. Там экономика, конечно, гораздо меньше по масштабам, чем российская, но, тем не менее, решающую роль в том, что благосостояние населения Белоруссии постоянно росло и даже по некоторым параметрам превысило благосостояние российского народа – сыграла, прежде всего, высокая централизация управления экономикой.

Лукашенко умело сочетает, и надо отдать ему должное, и рыночные механизмы, и механизмы государственного регулирования. И в этом секрет успеха.

- Стоит ли какие-то из этих инструментов использовать в России, является ли Белоруссия неким примером для подражания?

- Да, вне всякого сомнения. Дело в том, что у нас всё отдано на откуп рынку, государство хоть и утверждает, и либералы на каждом углу кричат, что непомерно высока роль государства в экономике, на самом деле государство, по сути, ничем не управляет. Никаких крупных проектов не осуществляется. То есть государство управляет лишь монетарной политикой, по большому счёту. А экономика в ручном режиме, как это делалось при советской власти, и особенно как это делает Лукашенко, – совершенно этого управления нет. Ведь если посмотреть в общем, то на смену многочисленным промышленным министерствам, которые существовали в Советском Союзе (только оборонных было 9 штук, которые производили огромное количество гражданской продукции на потребительском рынке) сейчас пришел один Минпромторг. Как он может один управлять огромной промышленностью России, если одно министерство на всю территорию и колоссальный объём производства? Это в принципе невозможно. Государство выпустило из рук контроль за этими процессами.

Что происходит у нас, например, с авиационной промышленностью? Раньше в Советском Союзе существовало могучее министерство авиационной промышленности, которое было способно выпускать до 1 тыс. летательных аппаратов в год. Сейчас мы только покупаем. То есть от государственного управления никуда не денешься. И на Западе оно тоже существует – только в других формах.

А у нас фактически Правительство самоустранилось от управления крупными экономическими процессами и занимается только «борьбой с инфляцией». Якобы, если снизить инфляцию, то автоматически потекут инвестиции в промышленность. Этого не происходит уже на протяжении десятилетий. А Правительство делает вид, что этого не замечает. В этом коренные ошибки нынешнего руководства.

Источник: «КПРФ.ру»
Белоруссия, экономика, ближнее зарубежье

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########