Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Сергей Обухов – «Независимой газете»: При наличии политической воли, возможно все, а пока «живем по поговорке – «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»


Отчет правительства в Госдуме пытаются привязать к теракту 22 марта. Перед отчетом ...

Программа «Темы дня» (27.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Поколение героев: В стенах Госдумы чествовали подростков, которые спасали ...

Николай Харитонов провел встречу с Министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым


Мероприятие состоялось 27 марта в Государственной Думе и было приурочено к ежегодному ...

Н.М. Харитонов и А.О. Чекунков выступили перед журналистами в Госдуме


27 марта Председатель комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Смысл жизни и ценности современного общества потребления

Вопрос смысла жизни издавна интересовал человечество, столетиями накапливалось множество подходов к его разрешению, и в каждый исторический период они имели свои специфические особенности.

Смысл жизни и ценности современного общества потребления

Древняя восточная философия связывала жизненную ориентацию с представлениями о всеобщем универсальном организующем начале, которое определяет заданность человеческого существования. Так, буддизм в качестве высшей цели рассматривал прекращение страданий и достижение нирваны, даосизм – слияние с мировым порядком, конфуцианство – упорядочивание земной жизни.

В учениях древнегреческих мыслителей прослеживались установки на познание и самопознание, а также на обретение счастья, которое по-разному трактовалось, например, как состояние душевной удовлетворенности, как разумная деятельность, как избавление от беспокойства.

Во времена Средневековья смысл жизни связывался с почитанием предков, следованием религиозным идеалам и воплощением сословных ценностей.

В эпоху Возрождения считалось, что человек, поставленный в центр мироздания самой природой, имеет высокое назначение. Время Ренессанса усиливало мысль, что философия должна сойти «с неба на землю».

В философии Нового времени зарождаются идеи затерянности человека в окружающем его абсурдном мире, бессмысленности человеческого существования. Предпосылками для возникновения таких идей стала череда мировых войн, страдания и гибель людей, а также социальная неустроенность общества.

В настоящий период времени смысложизненные ориентации сталкиваются с проблемой «экзистенциального вакуума» (1, с. 5). Этот термин, введенный Виктором Франклом, означает потерю интереса к жизни, безынициативность.

Считается, что экзистенциальный вакуум представляет собой явление, сопутствующее индустриализации, и возникающее вследствие двух причин – во-первых, потеря инстинктов, которые когда-то подсказывали человеку, как он должен действовать, и, во-вторых, в более поздний период – потеря традиций, которыми руководствовался человек.

Таким образом, перед современным человеком обостряется вопрос – чем наполнять свою жизнь, чтобы избежать чувства опустошенности и бессмысленности? Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к ценностям и смыслам, культивирующимся в нашем обществе.

Современное общество можно охарактеризовать термином, введенным Эрихом Фроммом – «общество потребления». Такое общество возникает в результате утверждения капитализма, который сопровождается стремительным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и как следствие рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Для общества потребления характерны следующие черты:

- конкуренция производителей, которая порождает и конкуренцию потребителей – человек стремится потреблять так, чтобы не отставать от других, потребление носит престижно-статусный характер;

- становится популярным шопинг, который превращается в форму досуга;

- двигателем торговли выступает реклама, которая активно культивирует потребление. Так, с ее помощью может продаваться товар, предназначенный для утоления несуществующей потребности (о которой потребитель не подозревает до знакомства с рекламой);

- процветает производство товаров, перегруженных дополнительными функциями, в предположении, что у потребителя есть стремление этими функциями воспользоваться;

- ускоряется темп изменений моды.

Интересно, что мода до середины XIX века, то есть до начала эпохи рекламы, менялась эпохально. Дамы носили модные туалеты 10-15 лет, до появления новых веяний. Таким образом, одежда снашивалась, и мода сменялась сопоставимо со сроком службы товара.

Настоящий расцвет моды предполагает, что немодная вещь заменяется модной, несмотря на то, что она все еще функциональна. При этом смена модных образов происходит со строгой периодичностью.

Кроме того, понятие моды распространилось за пределы достаточно узкого круга товаров, которые до середины XX века, по существу, исчерпывались одеждой и аксессуарами, и стало распространяться на большинство категорий потребительских товаров. Например, автомобили, бытовая техника и т.д.

Примечательно, что ранее смена моды на некоторые категории товаров длительного пользования, сложные устройства совпадала с определенными усовершенствованиями в самой технической основе этих товаров. Однако впоследствии модные тенденции все больше не связывались с какими-то принципиальными изменениями потребительских свойств товаров, и модный процесс стал жить собственной жизнью.

Таким образом, в обществе потребления вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. Современный человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным;

- появляется развитая система кредитования, а также получают распространения различные системы бонусов, скидок и акций, которые стимулируют покупать товар без необходимости;

- в цену товаров и услуг зачастую включается символическая цена за торговую марку (бренд);

- образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах, от чего страдает качество знаний;

- физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой;

- происходит коммерческая стандартизация внешнего вида. Появляется так называемая «индустрия красоты». К примеру, широкое распространение получают омолаживающие процедуры и пластические операции.

Применительно к обществу потребления Герберт Маркузе употребил такие термины, как «одномерное общество», «одномерный человек», подчеркнув, что общество массового потребления контролирует каждого индивида, подчиняет одним и тем же ценностям и желаниям, делая таким образом людей одинаковыми. Действительно, современный человек зачастую становится жертвой моды, рекламы, внушения, а значит, происходит стандартизация мыслей, мнений и вкусов, сужается круг интересов.

По словам Виктора Франкла, сосредоточившись на удовлетворении низших потребностей в «обществе изобилия», человек неизменно утрачивает смысл жизни (2, с. 29).

Каким же образом в сложившихся условиях возможно повернуть потребление от максимального к оптимальному? Так, Герберт Маркузе считал, что для позитивного изменения общества человек должен совершить «Великий Отказ» (3, с. 16) – изменить направление своих потребностей к сфере духовности. Однако в условиях современной России такие изменения не могут состояться без изменений в системе производства, на что необходима воля государства, но ему это не представляется выгодным.

Потребляющему человеку необходимо оставить свою безудержную привычку, быть более отзывчивым к миру и более живым. Так, Эрих Фромм выделял два фундаментальных способа человеческого существования, «два взгляда на самого себя и на окружающий мир» – «иметь» и «быть» (4, с. 179).

При существовании по принципу «обладания» отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения, в стремлении превратить все и всех в свою собственность.

Если человек направлен на «быть», значит, он проявляет подлинную сопричастность к существующему, жизнелюбие, активность, творчество, заинтересованность, продуктивно использует собственный потенциал.

Поскольку современный человек, как правило, ориентирован на такой способ существования как «иметь» и испытывает стремление к большему и большему потреблению, очевидно, что в нашем обществе материальное потребление значительно превалирует над духовным.

Духовное потребление связано с потребностями в усвоении человеком духовных ценностей, которыми располагает общество. Такие потребности определяют деятельность человека в разных направлениях – это и приобретение различных знаний о мире, и опыта взаимодействия с социальной действительностью, и эмоционально-оценочное восприятие жизненных явлений. Потребности усвоения духовных ценностей являются основой для зарождения потребности высшего уровня – потребности в духовном творчестве.

Когда система человеческих потребностей обогащается новыми духовным потребностями, происходит наполнение жизни смыслом – человек открывает для себя различные направления, на которых можно обрести жизненный смысл, и становится способным к более глубокому его пониманию. Поэтому в обществе, где идеализируется материальное потребление – жизненные ориентиры становятся примитивными. Таким образом, перед современным человеком стоят серьезные задачи обогащения системы духовных потребностей и формирования смысложизненных ценностей, направленных на созидание и преобразование действительности.

Список литературы:
Франкл В. Воля к смыслу. Москва: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 43 с.;
Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. – 368 с.
Маркузе Г. Одномерный человек. Москва: REFL-book, 1994. – 368 с.;
Фромм Э. Искусство быть: сборник; пер. с англ. Москва: АСТ, 2013. – 350 с.;

Анастасия ШЕМЕТОВА, аспирантка Байкальского государственного университета
Выступление на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», 9 апреля 2017 г.
общество, теория

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########