- НОВОСТИ
- ДОКУМЕНТЫ
- РУКОВОДСТВО
-
ИЗДАНИЯ
ГАЗЕТЫ КНИГИ
- ССЫЛКИ
- ОТДЕЛЕНИЯ
Аларское Ангарское Бодайбинское Балаганское Баяндаевское Братское Боханское Жигаловское Заларинское Зиминское Иркутское городское Ленинский райком г. Иркутск Октябрьский райком г. Иркутск Правобережный райком г. Иркутск Свердловский райком г. Иркутск Иркутское районное Качугское Казачинско-Ленское Катангское Киренское Куйтунское Мамско-Чуйское Нижнеилимское Нижнеудинское Нукутское Ольхонское Осинское Саянское Слюдянское Тайшетское Тулунское Усольское Усть-Илимское Усть-Кутское Усть-Удинское Черемховское Чунское Шелеховское Эхирит-БулагатскоеПоказать менюМЕНЮНовости KPRF.RUДмитрий Новиков вручил дипломы выпускникам Центра политической учебы ЦК КПРФ
В Центре политической учёбы ЦК КПРФ состоялось вручение дипломов выпускникам очередного ...
Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"
Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...
Геннадий Зюганов: “Либо фашизация целых стран и мировая война, либо движение к социализму!”
В Центре политической учебы ЦК КПРФ состоялась встреча слушателей 53-го потока с лидером ...
В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...
Юрий Афонин рассказал зрителям «России-1» о значительном росте в обществе симпатий к Ленину
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе «60 ...
31 авг 20:42В стране и мире / ВАЖНОСоветское кино в исторической ретроспективе
Кинематограф — один из наиболее зрелищных и доступных широкой публике видов искусства. Разумеется, как и всякий вид искусства, он также является и культурным явлением. А культурные явления необходимо рассматривать в контексте общественном, историческом. Поняв происходящие (или происходившие) в обществе процессы, можно понять и отражающую их творческую деятельность человека.
В связи с этим культура, как мировая, так и отдельных государств и народов, рассматривается в некоторых временных рамках, периодах. Традиционно в качестве этих периодов рассматриваются десятилетия, однако это зависит от необходимой детализации и масштабов исследования. Попытаемся описать общественные процессы двадцатого века с точки зрения такого вида искусства, как кинематограф, и в связи с ним.
Начнём издалека, вернее, с самого начала столетия. На заре отечественного кинематографа господствующей тематикой в нём являлась историческая, также экранизировались классические произведения русской литературы.
В 1911 году выходит первый в Российской империи полнометражный фильм «Оборона Севастополя», созданный «пионерами российского кино» А. А. Ханжонковым и В. М. Гончаровым. Он считается документальным, несмотря на то, что снят более чем через полвека после описываемых событий и не лишён исторических неточностей. С операторской точки зрения фильм примечателен использованием нескольких камер и равномерным чередованием различных планов и сцен, что позже стало непреложным каноном киноискусства. До нашего времени сохранился только сокращённый монтаж картины, выполненный уже в советское время для Госфильмофонда.
С началом десятых годов в экранном творчестве ярко проявляется продиктованный эпохой модерна декаданс, что связано со стремлением к «осовремениванию» жизни, отрыву от прежнего опыта в искусстве, характеризующего рубеж девятнадцатого и двадцатого столетий. Примечательно здесь то, что кино являлось тогда совершенно новой областью человеческих знаний, в которой вовсе не было прошлого опыта — он в то время только начинал формироваться.
Это течение закономерно затухает после отгремевших революций, но его идеи находят отклик в некоторых ранних произведениях советской эпохи, уже как нечто новое, переходное, претерпевшее изменения и испытавшее влияние исторических событий. Однако на фоне общих тенденций в кинематографе этого периода подобные идеи теряются, они слабы настолько, что примеры их реализации известны только узким специалистам в данной области.
Широко известно зафиксированное в воспоминаниях А. В. Луначарского высказывание В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Можно сказать, что вместе с ним началась шестидесятилетняя история советского кинематографа. Уже в двадцатые годы, во времена зарождения этого искусства, в нём проявляют себя такие крупные режиссёры, как Сергей Эйзенштейн, ДзигаВертов, Яков Протазанов и Лев Кулешов. Последний, впрочем, более известен как теоретик кино, в частности, монтажа.
Самым знаковым фильмом этого периода, несомненно, является знаменитый «Броненосец „Потёмкин“», созданный Эйзенштейном в 1925 г. Как и дореволюционный «Оборона Севастополя» (1911 г.), он посвящён историческому событию, и на этом примере наблюдается общность кинематографа дореволюционного и советского — обращение к событиям прошлого России, хоть и с различных позиций. Первоначальный сценарий картины охватывал гораздо более общую картину революции 1905 года, однако позже режиссёр принял решение ограничиться только одним эпизодом. Позднее фильм подвергался многим переработкам, в частности, был озвучен, получил несколько различных вариантов музыкальных сопровождений. «Броненосец „Потёмкин“» неоднократно различными изданиями признавался лучшим фильмом за всю историю киноискусства. Уже в наше время, в 2010 г., фильм занял третье место в списке ста лучших творений мирового кинематографа по версии журнала «Empire».
Тридцатые годы ознаменовались быстрым скачком в техническом развитии кино: оно стало звуковым. Этот факт прекрасно вписывается в картину развития индустрии того времени. Развитие же культуры и общественной жизни подчёркивает создание особого кинематографического языка, объединяющего с одной стороны достижения техники, а с другой — представленные системой Станиславского теоретические представления о сценическом искусстве.
Здесь стоит отметить, что привычные нам голоса и музыку в фильмах поначалу принимали как нечто совершенно ненужное и даже вредное. Считалось, что озвучивание приведёт кинематограф к театру, где всё уже давно известно и опробовано, что смысл кинематографа в передаче чувств мимикой и движениями вместо слов и интонаций. В частности, В. Б. Шкловский, писатель и сценарист, заявлял: «Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».
Боязнь «театрализации» была вызвана боязнью утраты звуковым кино искусства образности немого, к тому времени детально развитого. Но дебаты длились недолго. Немногим позднее изобретения одновременной записи видеоматериала и звука режиссёры пришли к пониманию озвучивания как нового средства выразительности, связали его с изображением и стали применять его вместе с уже известными приёмами. Этот принцип связи звука и картины с тех пор является одной из важнейших частей обучения начинающих кинематографистов.
Ещё одним крупным шагом в развитии искусства советской кинематографии стало появление цветного кино. Нередко отмечается, что первый цветной элемент появился ещё в «Потёмкине» — красный флаг, поднятый над кораблём восставшими матросами. Но о цветной плёнке в то время и речи быть не могло, поэтому во время съёмок поднимали белый флаг, а при монтаже Эйзенштейн собственноручно раскрасил все 108 кадров, в которых он появляется. Это была счастливая находка режиссёра: поднятие красного флага в чёрно-белом фильме производило ошеломляющее впечатление на зрителей. Первым же фильмом, снятым на цветную киноплёнку AGFA, стал документальный фильм о Параде Победы 1945 года.
С конца тридцатых до начала пятидесятых продолжается так называемый период «малокартинья», в который производство художественных фильмов было сильно сокращено. За тяготами военного времени, кроме необходимости работы по восстановлению утраченного, последовало усиление критики кинематографа, что связано с борьбой против космополитизма и установкой на воспитание зрителя и создание образа для подражания, в отличие от традиционного антагонизма.
В связи с этим большая часть картин пятидесятых годов представляет собой экранизации литературных произведений и биографии выдающихся исторических личностей — наиболее общие, широко распространённые и нейтральные темы в киноискусстве, составляющее огромное множество произведений со времён его появления.
Из этого ряда ярко выделяется, оставаясь вместе с тем верным принципам кинематографа данного периода, один из первых фильмов Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». В нём показано противостояние не положительных и отрицательных персонажей, а напротив, положительных и положительного; но при этом последний чрезвычайно строго следует уже упомянутым «установкам на воспитание». Комедия, по словам режиссёра Александра Орлова, ознаменовала собой начало новой эпохи, надежду на счастье и лучшую жизнь.
Заданный «Карнавальной ночью» курс был успешно продолжен в шестидесятые, подарившие отечественному зрителю фильмы, которые помнят и любят до сих пор. Среди них «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Республика ШКИД», «Полосатый рейс». Особняком в этом ряду стоит «Белое солнце пустыни», как представитель совершенно нехарактерного для советского кино жанра — боевика.
Экранизировались сказки, детские и юношеские повести и романы, такие как «Морозко», «Снежная королева», «Три толстяка», «Королевство кривых зеркал», «Алые паруса», «Человек-амфибия». Эти фильмы впервые за продолжительную к тому времени историю кино в СССР приобретают большую известность и зрительскую любовь, чем снятые в то же время в немалых количествах исторические картины (посвящённые преимущественно Великой Отечественной войне) и экранизации классических романов. Детское кино как отдельное направление искусства кинематографии появилось ещё в тридцатых годах, но в этом десятилетии достигло больших успехов в связи с техническим прогрессом и ориентировкой на привитие молодому поколению идеалов гуманизма и социализма.
Последние три десятилетия существования советского кинематографа отличаются относительной однородностью, схожестью целей и идей. Это является, несомненно, культурным отражением эпохи «застоя». В семидесятые годы выходит большое количество фантастических фильмов («Приключения Электроника», «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Большое космическое путешествие»); в восьмидесятые известнейшими произведениями этого жанра становятся экранизации произведений Кира Булычёва («Гостья из будущего», «Лиловый шар», мультфильм «Тайна третьей планеты», а также снятая по его сценарию картина «Через тернии к звёздам»). Притом их общей чертой, как и советской фантастики в целом, является наличие в той или иной форме социального подтекста, поднятие вопросов, важных для общества в настоящее время и, в большей степени, в предполагаемом будущем.
Той же идеей, причём в роли сюжетообразующей, наделена и картина «Небеса обетованные», вышедшая в 1991 году. Она считается не только последним произведением в истории искусства кино Советского Союза, но и реквиемом по его ушедшим в прошлое идеалам.
В разное время они были различны, но всегда объявляли величайшей ценностью гуманизм, развитие личности и общества, создание для человеческой цивилизации дороги в завтрашний день. Меры и средства осуществления этих идеалов также менялись в зависимости от происходивших в обществе процессов, и уже невозможно однозначно судить, какие из них были оправданы в полной мере, а какие — нет. Несомненно то, что, хотя советская эпоха не была продолжительной в исторических масштабах, она богата масштабными событиями: революции, с которых эпоха и началась, индустриализация, война и послевоенное восстановление. Все они и многие другие нашли отражение в кинематографе, в наиболее ярких его произведениях.
Советские фильмы — особый пласт отечественного кино: даже спустя десятилетия после их создания они горячо любимы зрителями. Почему? Может быть, потому, что знакомы и близки каждому из нас с раннего детства. Может быть, из-за высокого качества исполнения, формы, которая стремилась к совершенству посредством упорной работы над ней. Но скорее всего — оттого, что они показывают и являют собой неизбывное и естественное стремление людей к мирному созидательному труду, веселью и радости, прекрасному будущему.
Примечательно, что и среди современных российских кинолент наиболее удачными предстают фильмы о советском прошлом. Объяснить это можно очень просто: только там, в советской действительности присутствует Будущее. Там — свет в конце тоннеля, там — мечта о грядущем, не сытом и комфортном, а великом и славном. Там вершины — Стаханов и стахановцы, прыжок в стратосферу и покорение Арктики, величайшая военная Победа и выход в Космос. Там — полёт мысли, там— всё, что символизирует наши, общие для всех людей идеалы.
Именно эти социальные идеалы — радость коллективного жизнеустройства, трудовые свершения во благо всего общества, ратные подвиги во имя свободы и независимости государства, социальная справедливость и семейное счастье, духовно-нравственная направленность человеческих помыслов — питали своей благотворной силой творческие искания великого советского киноискусства.
Ирина МИХЕЕВА, ученица 9 класса СШ №482 г. Санкт-Петербурга
Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», 9 апреля 2017 г. культура, история3 понравилось 0 не понравилось
Похожие новости:Голливуд против советской авиации В стране и мире Оккупированная культура России В стране и мире Команда КПРФ выступила на интеллектуальном турнире ко Дню Города В ПАРТИИ / Иркутск Роль писателя в социалистическом обществе В стране и мире Образ будущего в советской и американской научной фантастике В стране и миреДобавить комментарийИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.Опрос посетителейЛичный кабинетЛента НовостейОбращение Г.А. Зюганова к Президенту РФ В.В. Путину 18:31Возложения цветов, посвящения в пионеры, уроки и кинопоказы. Как в Приангарье отметили День рождения В.И. Ленина 18:23Стоит над горою Алеша – в Болгарии русский солдат… 21:40Организован сбор гуманитарной помощи для пострадавших от наводнения в Орске 22:02Чтобы село жило, нужно участие государства. Интервью с Петром Нохоевым 21:39Представления о личности Владимира Ленина и его роли в истории страны 21:16Мэр Чунского района начал борьбу с местным самоуправлением и коммунистами. Заявление Чунского райкома КПРФ 21:57«Эта работа сегодня очень полезна и актуальна». В Москве прошла презентация книги «Геннадий Зюганов» 21:35тэги сайтаВыборы-2018, Госдума, Зюганов, Иркутск, Иркутская область, КПРФ, Левченко, Носенко, Русский лад, Щапов, акции протеста, внешняя политика, губернатор Иркутской области, дети, единороссы, законодательное собрание, здравоохранение, история, капитализм, комсомол, культура, местное самоуправление, молодёжь, образование, общество, оппоненты, память, партия, персоналии, поздравления, политическая система, право, праздник, протест, сельское хозяйство, социализм, социальная сфера, чиновники, экология, экономика
Показать все теги#########
КПРФ ИРКУТСК 2015. by - 2015
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации