- НОВОСТИ
- ДОКУМЕНТЫ
- РУКОВОДСТВО
-
ИЗДАНИЯ
ГАЗЕТЫ КНИГИ
- ССЫЛКИ
- ОТДЕЛЕНИЯ
Аларское Ангарское Бодайбинское Балаганское Баяндаевское Братское Боханское Жигаловское Заларинское Зиминское Иркутское городское Ленинский райком г. Иркутск Октябрьский райком г. Иркутск Правобережный райком г. Иркутск Свердловский райком г. Иркутск Иркутское районное Качугское Казачинско-Ленское Катангское Киренское Куйтунское Мамско-Чуйское Нижнеилимское Нижнеудинское Нукутское Ольхонское Осинское Саянское Слюдянское Тайшетское Тулунское Усольское Усть-Илимское Усть-Кутское Усть-Удинское Черемховское Чунское Шелеховское Эхирит-БулагатскоеПоказать менюМЕНЮНовости KPRF.RUПризывы и лозунги ЦК КПРФ к Дню воинской славы России, началу контрнаступления советских войск в битве за Москву 5 декабря 1941 года
Призывы и лозунги ЦК КПРФ к Дню воинской славы России, началу контрнаступления советских ...
Программа «Темы дня» (03.12.2024) на телеканале «Красная Линия»
В выпуске: Омский район Осташково уходит под воду. Местные власти бездействуют. Жители ...
Д.Г. Новиков: Европа теряет суверенность на фоне попыток разделить Россию и Китай
Евросоюз теряет суверенность на фоне попыток разделить Россию и Китай, заявил первый ...
Юрий Афонин ответил на вопросы зрителей в эфире информационного агентства «Аврора»
В еженедельной авторской программе Ильи Бокатова «ПолитВопрос» первый ...
П.Р. Аммосов на радио "Аврора": "От неэффективного топ-менеджмента - к новому рабочему классу!"
Депутат фракции КПРФ в Госдуме П.Р. Аммосов и политический обозреватель ИА ...
22 ноя 20:09в областиХудожник, который делал вертолёты
«Вы знаете, если бы я хотел летать на вертолёте только для удовольствия, вне всяких сомнений, Hind оказался бы на самом верху моего выбора». Hind, то есть «Лань», — кодовое обозначение, присвоенное в США советскому боевому вертолёту Ми-24. А приведённые выше слова взяты из интервью американского военного пилота Джефа Стейтона, который лично испытал эту машину.
Ми-24 — давно в числе самых узнаваемых вертолётов в мире. И это одна из последних моделей, к которой лично приложил руку М.Л. Миль. А до этого Михаил Леонтьевич стал одним из основоположников советского и в целом мирового вертолётостроения, лауреатом Ленинской премии и Государственной премии СССР, Героем Социалистического Труда. 22 ноября исполняется 115 лет со дня его рождения, и это повод для нашего небольшого рассказа.
Первый советский серийный
Трагедией закончился полёт 7 марта 1949 года. Причём это были даже не испытания — обычная перегонка новой машины. При посадке она потеряла управление и разбилась. Для лётчика-испытателя Матвея Байкалова и вертолёта ГМ-1 (геликоптер Миля первый. — М.К.) это была уже вторая общая катастрофа. В ходе первой пилот успел покинуть кабину с парашютом, но в этот раз высота была недостаточной и он погиб вместе с машиной.
Удар для М.Л. Миля и сотрудников его недавно созданного конструкторского бюро был страшный. Но критики И.В. Сталина и его эпохи будут удивлены: репрессий не последовало. Вместо этого в причинах обеих катастроф стали вдумчиво разбираться и установили их. Оказалось, что в первом случае замёрзла смазка, а во втором — отказ техники был вызван производственным дефектом.
Вертолёт был «оправдан» и пошёл в серию на заводе № 3 в Подмосковье, который ныне известен как Национальный центр вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (НЦВ). Машина получила новый индекс — Ми-1. Это был первый советский серийный вертолёт.
В 1950 году началась Корейская война. В ней американские войска впервые применили вертолёт S-55, созданный на фирме, основанной русским эмигрантом Игорем Сикорским. Сталин, которому в ту пору перевалило за 70, несмотря на возраст, сумел верно оценить перспективу новейшей техники и ещё в 1947 году дал «добро» на формирование конструкторского бюро под руководством не очень известного на тот момент М.Л. Миля. Такую бы прозорливость — да тем, кто в наши дни отвечает за развитие беспилотных летательных аппаратов в РФ... И Михаил Леонтьевич блестяще справился: от первого полёта ГМ-1 до изготовления опытной серии Ми-1 прошло менее полутора лет.
Вертолёты этого типа начали строить в СССР, а потом передали производство Польской Народной Республике, где оно продолжалось до 1965 года. Всего изготовили более 2600 машин, прежде чем на смену Ми-1 пришёл более новый лёгкий вертолёт Ми-2.
А мог стать музыкантом или художником
Путь М.Л. Миля до собственного конструкторского бюро вполне типичен для Советского Союза, но был совершенно немыслим в Российской империи, во времена которой он родился в Иркутске. Семья-то была еврейская, и будущая судьба мальчика, который выказал склонность к музыке и хорошо рисовал, поначалу выглядела совсем не такой, какой в итоге оказалась.
Но случился Великий Октябрь, и слова «кто был ничем, тот станет всем» воплотились на практике. Михаил Миль увлёкся авиамоделизмом. Вскоре его модель признали лучшей на конкурсе, который проходил в Томске. Будущему создателю вертолётов тогда было всего 12 лет.
А помните, что в СССР авиамодельные клубы были почти в каждом Дворце пионеров? И как парнишки из них шли в технические вузы, а потом — в конструкторские бюро и на производство? Всё это осталось в советском прошлом. Как думаете, помогло бы такое сегодня создавать дроны, которые так нужны и в армии, и в хозяйстве страны? Риторический вопрос...
У Михаила Миля именно так и получилось: из кружка — в Сибирский технологический институт. Но, по правде сказать, была и заминка. По доносу о «непролетарском происхождении» его отчислили со второго курса. Однако социальные лифты, запущенные социалистической революцией, действовали вовсю. Поэтому Миль «поправил» свою биографию, поработав год на производстве, и после этого без проблем поступил в Донецкий политех.
Там всё и определилось. Студент узнал, что испанский изобретатель Хуан де ла Сьерва испытывает в Англии принципиально новый летательный аппарат — автожир, у которого подъёмная сила обеспечивалась несущим винтом. Новинка захватила Миля. Вскоре он выяснил, что в СССР, в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), существует отделение автожиров, и написал его руководителю. А тот письмо неизвестного ему студента не проигнорировал и позвал его в ЦАГИ на практику. Так состоялось знакомство двух будущих крупнейших советских вертолётостроителей — М.Л. Миля и Н.И. Камова, имена которых сегодня носит НЦВ.
Под руководством Камова Миль принимал участие в разработке и испытаниях первых советских автожиров и к 1939 году стал у Николая Ильича заместителем. Великая Отечественная война работу над аппаратами, перспектива которых до конца тогда была непонятна, не остановила. Автожиры даже испытали в боевых условиях, и Миль для этого лично выезжал на фронт. Участвовал он и в работах над другой военной техникой, был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.
Одновременно с этим Миль — когда всё успевал-то?! — занимался и научной работой. Кандидатскую и докторскую диссертации он защитил во время войны с интервалом в два года. И настойчиво писал Сталину, доказывая необходимость создания новой техники — вертолётов. Советский лидер, как уже было сказано выше, его услышал и положил начало новому конструкторскому бюро.
Из подчинённого Камова Миль превратился в его друга-соперника, и оба они вошли в историю мировой авиации. При этом до конца жизни Михаил Леонтьевич не утратил любовь к рисованию, и с некоторыми картинами его авторства сегодня можно ознакомиться в интернете.
Самый массовый
В 1956 году впервые взлетел вертолёт американской фирмы «Белл» UH-1 «Ирокез», в вооружённых силах США получивший прозвище «Хьюи». Машины, ставшие символом агрессии Вашингтона во Вьетнаме, да и далеко не только там, известны нам по множеству фотографий, документальных и художественных фильмов. Их выпустили более 16 тысяч — мировой рекорд. Несмотря на солидный возраст, производят их и по сей день.
У Миля есть свой рекордсмен, не менее известный, чем UH-1, — Ми-8. Он гораздо крупнее, имеет намного большую грузоподъёмность и, в отличие от американца, у него двухдвигательная силовая установка. Проектировать его М.Л. Миль начал ещё в 1950-е на смену своему же многоцелевому вертолёту Ми-4, который в тот момент вовсю производился и во многом был новаторским. Но почивать на лаврах Михаил Леонтьевич не собирался и вскоре представил новинку.
Взлетев первый раз в далёком 1961 году и пойдя в производство в 1964-м, Ми-8 продолжает строиться и сегодня. Современный российский Ми-171 — это его глубокая модернизация. Сколько всего их произвели, толком никто никогда не считал. Наиболее правдоподобная, но очень приблизительная оценка — более 12 тыс. единиц. В своём классе — это рекорд, до которого никто и близко не дотянулся.
Вертолёты Миля вообще часто ставили рекорды. Тяжеловесный с виду Ми-8 тоже начал с установки достижений, но не в грузоподъёмности, как можно было бы предположить, а в дальности полёта (более 2400 км) и его средней скорости (более 200 км/ч). Благодаря мощным двигателям толстячок оказался весьма шустрым. Но проектировали его не ради рекордов, а как «рабочую лошадку», и он показал себя как настоящий универсал, найдя применение и в армии, и в разнообразных мирных «профессиях».
Более 50 государств в настоящее время используют Ми-8. Количество его только лишь серийных модификаций исчисляется десятками (!), а ещё существует масса экспериментальных версий. Людей возить? Ми-8 берёт на борт до 30 пассажиров. Грузы — тоже он, причём общей массой до 4 тонн как во внутреннем отсеке, так и на внешней подвеске. И пожары тушит, и поля опрыскивает, может быть летающим госпиталем, а может и амфибией, способной садиться на воду.
В армии Ми-8 используется не только для транспортировки десанта и грузов, но и как воздушный командный пункт, и как вертолёт огневой поддержки. В последнем случае он несёт броню и бортовые системы, которые позволяют ему применять комплекс вооружения, аналогичный специализированным ударным вертолётам. А сегодня особенно востребованной модификацией является постановщик помех, который «глушит» не только связь противника, но и его разведывательные и ударные дроны.
Если Ми-8 сменил своего предшественника Ми-4 относительно быстро, то с заменой ему самому пока всё зыбко. Ми-38 задумали ещё в 1980-х, из-за «катастройки» и «лихих 90-х» полетел впервые он только в 2003-м, производить массово его собирались с 2017 года, но на сегодня серийное производство только разворачивается. Так что милевскому вертолёту-ветерану ещё работать и работать.
Самый большой из летавших
И снова о рекордах. Говорить, что вертолёт В-12 шокировал участников и посетителей авиасалона Ле-Бурже в 1971 году, неверно. Это произошло раньше: пока гигант взлётной массой под 100 тонн своим ходом летел из СССР во Францию. Невольно поспособствовала этому ФРГ, которая запретила пролёт над своей территорией, и экспериментальному сверхтяжеловесу Миля пришлось сделать крюк с промежуточными посадками, показав себя по пути нескольким европейским странам.
А в Ле-Бурже был триумф. Никто никогда не видел ничего подобного, а чтобы оно ещё и летало... Четырёхдвигательный В-12, способный поднять более 44 тонн груза, поражал воображение. Он имел два несущих винта, но не в продольной компоновке, как у американских вертолётов «Боинг» CH-46 «Си Найт» и CH-47 «Чинук» или советского Як-24, а в поперечной. Сдвоенные силовые установки вместе с редукторами и несущими винтами располагались слева и справа от корпуса на массивных консолях-крыльях.
Хотя во Францию В-12 прилетел в ливрее «Аэрофлота», творить его М.Л. Милю и его коллективу пришлось по заказу советских военных. В 1960-е годы ключевой задачей для СССР было создание ракетно-ядерного щита, который и сегодня, в период СВО на Украине, оберегает РФ от прямого военного столкновения с армиями стран НАТО. Задумка военных заключалась в том, чтобы создать новые позиционные районы межконтинентальных баллистических ракет в глубине территории страны, чтобы обезопасить их от обезоруживающего удара противника ракетами средней дальности.
Однако с дорожной сетью за Уралом было плохо, и возникла идея доставлять ракеты вертолётами. Вот только массогабаритные характеристики у тогдашних ракет на жидком топливе были поистине гигантскими, и Милю поручили создать соответствующий им вертолёт. Что он с успехом и сделал, подойдя к решению задачи нестандартно и новаторски.
А потом было решено экспериментальную машину показать миру. Но увидеть её триумф Михаил Леонтьевич не смог: более чем за год до этого, в январе 1970-го, его не стало. Он умер на пике своих творческих возможностей, прожив всего 60 лет.
В-12 в серию так и не пошёл и не превратился в Ми-12. Хотя такое наименование порой и встречается, оно ошибочно. Военным он стал не нужен: их выручили конструкторы-ракетчики, сумевшие разработать более компактные «изделия». А в народном хозяйстве СССР с избытком хватало двух других тяжеловесов конструкции Миля — транспортного Ми-6 и «летающего крана» Ми-10, которые уже производились серийно. В-12, у которого каждый винт был диаметром по 35 метров, мало куда мог физически сесть, и для него пришлось бы переделывать наземную инфраструктуру, что влекло дополнительные расходы. Но в СССР, вопреки либеральной пропаганде, умели хорошо разбираться в экономике в тот период.
В итоге было построено всего два прототипа В-12, и оба, к счастью, сохранились. Второй из них по времени изготовления был передан в Центральный музей ВВС в Монино и стоит там во всей красе. Первый же, который и произвёл фурор в Ле-Бурже, находится на территории НЦВ. У него нет лопастей, и долгое время вид он имел обшарпанный и жалкий. Но потом всё же ему удосужились вернуть ту самую аэрофлотовскую ливрею, в которой он потряс мир. А рядом с ним скромно притулился крошка Ми-1 — милевский первенец.
И всё же именно за вертолётом марки «Ми» остаётся звание самого большого из серийных и ныне летающих — это Ми-26. Первые наработки по нему начали делать ещё при жизни М.Л. Миля, но завершение проектирования, доводка и старт серийного производства пришлись уже на рубеж 1970 — 1980-х.
Самый грозный
Не успел М.Л. Миль увидеть и успех другого своего детища, с которого мы начали наш рассказ, — первого в нашей стране и второго в мире после американского AH-1 «Кобра» специализированного ударного вертолёта Ми-24. Для тех, кто, что называется, в теме, это такой же символ советского оружия, как автомат Калашникова. Это настоящий вертолёт-солдат. Неофициальное его прозвище в армии — «Крокодил», хотя есть и другие, менее популярные.
Проектировали его под руководством Михаила Леонтьевича в конце 1960-х, и первый прототип В-24 поднялся в воздух ещё при его жизни — в сентябре 1969 года. Он, как и первая серийная модификация этой машины (Ми-24А), сильно отличался внешне от привычного нам хищного профиля «Крокодила»: имел другую кабину экипажа — двухместную, которую окрестили «верандой» за большую площадь остекления. В более поздних модификациях — две одноместные кабины, расположенные одна за другой.
На создание этого вертолёта, безусловно, повлиял опыт вьетнамской войны, который в СССР внимательно изучали. Американские UH-1 «пахали» там, как проклятые, но при этом несли колоссальные потери, причём часто от обычного стрелкового оружия, так как защиты толком не имели — в лучшем случае броне-кресла пилотов. Миль решил создать практически летающую боевую машину пехоты: вертолёт с мощным вооружением для борьбы с живой силой, техникой и полевыми укреплениями, бронезащитой экипажа и критически важных узлов и с возможностью взять на борт десант.
В итоге вышел парадокс. Концепция «летающей БМП» себя не оправдала, а вертолёт всё же получился эпохальный. На практике экипажи Ми-24 от десанта на борту отбрыкивались всеми правдами и неправдами. Восемь бойцов со снаряжением — это под тонну лишнего веса, что ухудшало лётные характеристики «Крокодила». Миль изначально это предвидел и предполагал, что часть машин будет обеспечивать огневую поддержку и действовать без десанта, но с полной боевой нагрузкой, а те, что будут с десантом, — с неполной.
Но в ходе операций советских войск в Афганистане Ми-24 обычно взаимодействовали с Ми-8, которые и возили десант. Так же было и в дальнейшем. Однако десантная кабина стала спасением для многих раненых бойцов, а также и не для одного экипажа сбитых противником самолётов и вертолётов. У лётчиков на Ми-24 была возможность забрать их даже под огнём, так как машина предсказуемо оказалась более живучей, чем Ми-8.
В бою «Крокодил» всегда был страшен. Любая из его многочисленных модификаций способна обрушить на противника лавину огня. На Ми-24 устанавливались многоствольные крупнокалиберные пулемёты, 23-мм и 30-мм пушки, управляемые и неуправляемые ракеты. Даже бомбить по-самолётному при необходимости он может. Часто отмечают и мощный психологический эффект, который производит «Крокодил», когда несётся в атаку, хищно склонив «морду» к земле. Не каждый такое выдержит.
Всё это не фигура речи. Уже упомянутый американский пилот Джеф Стейтон, впервые увидев в ангаре Ми-24, который ему предстояло испытать, поразился его размерам и виду: «У меня задрожали колени, и моя первая мысль была: «Ну и здоровенный!» А потом советский вертолёт впечатлил его и своими лётными характеристиками. «Он идёт гладко, точно так же, как старый «Кадиллак» 62-го года», — рассказывал американец и упоминал, что максимальная скорость Ми-24 — 210 миль в час (338 км/ч. — М.К.).
Об оригинальном техническом решении Миля, которое позволило тяжёлому и крупному «Крокодилу» быть столь быстрым, американцы не догадывались, пока не заполучили машину в свои руки. Оказалось, что у Ми-24 крылья не только являются пилонами для размещения вооружения, но и создают подъёмную силу дополнительно к несущему винту: в зависимости от режима полёта — от 22% до 28%.
Конечно, сегодня есть более современные ударные вертолёты. Лучшим из них в ходе СВО на Украине себя показывает Ка-52 «Аллигатор». Но всё же модернизированный Ми-24 и его самая новая версия Ми-35ВМ стараются не отстать и добросовестно тянут лямку. Способность выдерживать даже очень серьёзные повреждения и в целом надёжность и неприхотливость — это те качества, из-за которых Ми-24 по-прежнему служит в армиях сорока с лишним стран. Джеф Стейтон про полюбившийся ему советский боевой вертолёт говорил так: «Он вынослив, как трактор. Поставьте его в сарай на год, затем зарядите батареи — и вы можете сразу лететь. С нашими вертолётами это не получится».
Что ж, Михаил Леонтьевич Миль был творческим человеком и умел создавать шедевры как на холсте, так и в металле.
Михаил КОСТРИКОВ, кандидат исторических наук
Источник: «Правда» история, наука2 понравилось 0 не понравилось
Похожие новости:В Иркутске открыта выставка, посвящённая авиаконструктору Михаилу Милю в области Иркутские страницы авиаконструктора Миля в области Голливуд против советской авиации В стране и мире Иркутск – авиационный центр Сибири и Дальнего Востока в области Потерянные победы отечественной авиации В стране и миреДобавить комментарийИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.Опрос посетителейЛичный кабинетЛента НовостейХук слева. Николай Бондаренко, Сергей Левченко, Ярослав Листов, Владимир Олейник 18:16Россия наступает и тревожный чемоданчик 18:12Призывы и лозунги ЦК КПРФ к Дню воинской славы России, началу контрнаступления советских войск в битве за Москву 5 декабря 1941 года 11:41Жители Якутска больше не смогут выбирать себе главу города? 18:46Геннадий Зюганов с трибуны Государственной Думы: Победы достигаются только при единстве фронта и тыла 18:15«Крепить единство! Идти к Победе!». Выступление Г.А. Зюганова перед журналистами в Госдуме 26 ноября 18:13Сергей Левченко – о постановлении Михаила Мишустина: «Это дискриминация жителей Иркутской области» 00:57Глобализация СВО и непобедимый дрифт 00:54тэги сайтаВыборы-2018, Госдума, Зюганов, Иркутск, Иркутская область, КПРФ, Левченко, Носенко, Русский лад, Щапов, акции протеста, внешняя политика, губернатор Иркутской области, дети, единороссы, законодательное собрание, здравоохранение, история, капитализм, комсомол, культура, местное самоуправление, молодёжь, образование, общество, оппоненты, память, партия, персоналии, поздравления, политическая система, право, праздник, протест, сельское хозяйство, социализм, социальная сфера, чиновники, экология, экономика
Показать все теги#########
КПРФ ИРКУТСК 2015. by - 2015
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации
мобильная версия
ПК версия
Все права защищены. Копирование материала запрещено без письменного согласия администрации