Новости KPRF.RU
Юрий Афонин: Социалистический путь развития – это будущее человечества!


В ходе рабочей поездки по регионам Дальнего Востока первый заместитель Председателя ЦК ...

Доклад Г.А. Зюганова на Октябрьском Пленуме Центрального Комитета Партии


Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на октябрьском пленуме Центрального ...

Руки прочь от Ленинского наследия! Акция КПРФ в Москве


12 ноября 2024 года в Москве около здания представительства губернатора Свердловской ...

Владимир Кашин выступил на Заседании фракции КПРФ в ГД с участием Председателя Центробанка России Э.С.Набиуллиной


12 ноября Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: Вместе с партнерами по БРИКС наша страна продолжает дело большевиков, строя более справедливый мир


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин выступил в программе «60 ...

Архивы публикаций
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Прощай, Уланово!

Два года назад в Законодательное Собрание Иркутской области поступил пакет документов о необходимости упразднить населенный пункт Уланово КБЖД. Депутаты третьего созыва областного парламента решили не спешить с решением вопроса и обратились в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области с запросом о наличии на территории Уланово объектов культурного наследия. Таким образом данный вопрос перешел в наследство четвертому созыву Закса.

Прощай, Уланово!

Уланово расположено у южного подножия Олхинского плато на юго-западном побережье озера Байкала на 98 километре Кругобайкальской железной дороги. Раньше из Иркутска в Уланово можно было попасть по железной дороге следуя в восточном направлении пока не построили Иркутскую ГЭС.

Поселок был основан как посёлок строителей Кругобайкальской железной дороги в 1902 году и носил название, как я понимаю, созвучное с нынешней турбазой РЖД «Хвойной» и граничил с поселком Маритуй, находящегося чуть ближе к истоку Ангары.

В конце мая 1918-го года вспыхивает Гражданская война и начинается иностранная военная интервенция, спровоцированная английской разведкой, партией эсеров умудрившихся поднять на вооруженный мятеж чехословацких легионеров, следовавших в железнодорожных эшелонах по Трансибу в морские порты во Владивосток.

Иркутская губерния оказалась с двух сторон зажата войсками Комитета членов Учредительного собрания, чехословацких легионеров и атамана Семенова.

В тот момент в Иркутске находился ЦЕНТРОСИБИ́РЬ (Центральный исполнительный комитет Советов Сибири) — исполнительный орган советской власти, которому подчинялись вооруженные формирования, стоявшие на защите Октябрьской революции.

Сперва Центросибирь пыталась разрешить конфликт с чехословаками мирным путем, но ничего не получилось и советские войска вступили в вооруженную борьбу с контрреволюционными силами.

Как развивались события в те дни, можно узнать у историка Новикова Павла Александровича, например, по адресу в Интернете: https://baikalvisa.ru/about-baikal/gr-voina/?ysclid=lor70ulkzy984411631, в статье «Гражданская война на Байкале».

В ночь на 29 мая антибольшевистская организация при содействии двух чешских эшелонов свергла советскую власть в Нижнеудинске. В дальнейшем 70 бывших подпольщиков при поддержке чехов вели бои с наступавшими от Тулуна войсками Центросибири. Белые сумели продержаться до прибытия подкреплений из Западной Сибири. На восточных подступах к Нижнеудинску 24-26 июня 1918 г. произошло упорное сражение с участием бронепоездов, артиллерии и не менее 2 тысячи бойцов с каждой стороны. На рубеже реки Уды части Средне-Сибирского корпуса совместно с «Восточным отрядом чехословацких войск» опрокинули красные войска и развернули наступление на восток, 1 июля белые заняли станцию Зима. Пытаясь остановить белых, красные организовали оборону по восточному берегу Белой. 6 июля у села Мальта произошел упорный пятичасовой бой, но, несмотря на поддержку артиллерии, войска Центросибири снова не выдержали удара белых, обошедших левый флангов красных. Красные взорвали железнодорожный мост через реку Белую, но белые войска переправились на лодках, а где можно — вброд.

Командующий Западным фронтом Центросибири в Прибайкалье Голиков Петр Клавдиевич писал: «Паническое отступление было результатом слабой боевой подготовки нашей армии, случайного состава ее… Не было удобных позиций для удачного развития боевых операций, ввиду наличия вблизи контрреволюционного Иркутска массы обходных путей. Стратегическая необходимость диктовала отход от Иркутска и сдачу его без выстрела, так как, принимая бой, можно было бы с уверенностью ожидать крупного поражения».

С 16 июня 1918 г. большевики готовились при необходимости оставить Иркутск.

2 июля началась эвакуация советских учреждений в Верхнеудинск, разгружались военные склады на Иннокентьевской и в Военном городке, часть имущества с которых раздавалась населению. С 8 июля в Иннокентьевскую прибывали с фронта эшелоны красных войск, заполнив 9 и 10 июля всю станцию. Все паровозы и 11 исправных пароходов были отправлены к Байкалу. Утром 11 июля красные войска оставили Иркутск.

Заняв Иркутска, белые получили возможность пополнения военных сил. В городе 11 июля была объявлена мобилизация офицеров, военных чиновников и набор добровольцев.

После отступления из Иркутска красные войска были переформированы в две дивизии. Красные отступали к Байкалу тремя путями: кавалерия и отряд пехоты отходили к Лиственичному, откуда были переброшены на ст. Байкал, а затем пароходами в Култук, второй отряд в 400 чел. Должен был направиться я по тракту на Култук, остальные части следовали по железной дороге. В Лиственичное отходящие анархисты и Ангарская дружина красноармейцев прибыли 12 июля.

14 июля белые заняли станцию Михалево в 26 км от Иркутска приближаясь к Байкалу вдоль Ангары.

Невыполнение приказа об отходе советских войск 3-го района из Иркутска пешим порядком по Култукскому тракту дало возможность белым частям, продвигаясь пешим порядком по тракту от Иркутска на Култук, опередить красных, двигавшихся в эшелонах по железной дороге. 4-й Томский полк белых и ударный батальон чехов неожиданно появились в горах над Култуком 14 июля и, разогнав 600 строивших укрепления китайцев, которые являлись до этого рабочими угольных копий на Байкале, почти без сопротивления захватили оборудовавшиеся красными позиции.

В ночь на 15 июля красные, численность которых здесь достигала 3 000 бойцов, предприняли до восьми безуспешных атак, пытаясь сбить 700 белых с захваченных рубежей. Днем15 июля к белым прибыли три роты 7-го Татранского чешского полка.

Тем временем с утра 15 июля началась погрузка советских войск на суда в Лиственичном. Затем ледоколы «Байкал» и «Ангара», а также еще три парохода, буксируя баржи, отошли от Лиственичного к станции Байкал. В ночь на 16-е июля белые атаковали станцию и порт Байкал.

Их-за отсутствия разведки у красных, команда конных разведчиков и взвод пехоты белых беспрепятственно совершили обход, горами выйдя на железную дорогу в 600 шагах от ст. Байкал в направлении движения поездов на Восток, разобрали путь и отрезали красным путь отступления. Тем временем главные силы полка разогнав сторожевое охранение красных у маяка на горе над станцией, которое увидев белых сбежало вниз с горы на станцию и порт, атаковали с сопки Порт-Байкал. Пулями и гранатами в 13.50. был взорван подрывной поезд красных с 4 тоннами динамита. Взрыв снес несколько построек и убил нескольких служащих. Белые захватили 2 бронепоезда, пушку, 4 пулемета и т.п. По сведениям белых, за время четырехчасового боя на ст. Байкал красные потеряли свыше семидесяти убитыми. Белые потери – 1 убитый и 8 раненых.

Уцелевшие красные отплыли на ледоколе «Байкал» и других пароходах.

После начала наступления белых в конце июня 1918 г. не с востока, как ранее ожидалось, а с запада красные планировали взорвать несколько тоннелей. Для этого они сформировали подрывную команду из 28 человек, выделив ей поезд, моторную лодку и катер «Волна». Реализовать задуманное большевикам не удалось, очевидно, из-за взрыва подрывного поезда и гибели его команды на станции Байкал. Белые сообщали, что им удалось предотвратить взрыв тоннеля №19, перерезав электрические провода, ведущие к минам. Так как выполнившие это минирование красные отступили к Слюдянке, попытку все-таки подорвать тоннель №19, по другим данным № 18, предприняла в ночь, на 17 июля группа красных на катере «Волна», до этого предназначенного к сторожевой службе.

В книге «Страницы истории города Бабушкин», в главе 7-й Владимир Безбожный пишет, что катером «Волной» командовал восемнадцатилетний большевик Саша Сухомлин.

Вторая половина июля на Байкале тепла, но в 1918 году, наверное, председателю Маритуйского Совета Николаю Уланову и его товарищам было не до ласк теплых июльских ночей, вода в этом месте на Байкале все равно студеная, да и вышли они не в прогулку по озеру, а с заданием взорвать тоннель.

Как Уланов оказался в этой группе? Ответ прост: он вместе с отцом строил в 1902 году Кругобайкалку, а еще его семья осталась в Маритуе, где он, будучи мостовым слесарем станции Маритуй, при советской власти был избран комиссаром 2-го участка пути.

В 1969 в Югославии сняли фильм «Мост», где отряд югославских партизан антифашистов отправился в балканские горы, чтобы взорвать красавец мост над ущельем, соединяющий два участка автомобильной дороги. Для выполнения задания, партизаны взяли с собой инженера, проектировавшего и строящего этот мост, ибо он знал куда надо заложить заряд взрывчатки для гарантированного уничтожения моста. Ради спасения людей, творец своего детища должен был свое детище и уничтожить.

Такая же, по сути, задача стояла перед Улановым, он один из создателей Кругобайкалки, трудившийся на ней много лет, знавший ее досконально, должен был исполнить приказ о подрыве железнодорожного туннеля на мысе Толстом. Красные стремились выиграть упущенное время, перехватить инициативу у противника и навязать контрреволюционным силам свою волю.

Тем временем противник большевиков, не останавливаясь на достигнутом в Порт-Байкале, решил продолжать наступление.

Вот как об этом рассказал в своей книге «Крушение Центросибири» на страницах 286 и 287 историк Геннадий Хипхенов: «...16 июля, на ст. Байкал прибыли остальные части группы капитана Кадлеца. В течении дня чехобелые готовились к дальнейшему наступлению, ремонтировали пути и осваивали захваченный подвижной состав. Чехи изготовили из вагонов-углярок, обложенных мешками с песком, два импровизированных бронепоезда, один с орудием, второй с пулеметами. Уже вечером один из них с командой из 1-й роты 7-го Татранского полка с проводником из железнодорожников начал продвижение по Кругобайкальской железной дороге.

В 3 часа 17 июля чехи, не встречая сопротивления, доехали до станции Маритуй. Разведка, двигавшаяся впереди на дрезине, доложила, что ближайший туннель №19 заминирован. По версии чехов, десятник Попкович, железнодорожный мастер итальянец Викарий и старший служащий Гриневич быстро нашли и отключили электрическое соединение, ведущее к заряду. Как вспоминал красногвардеец-подрывник И. Протасов, они заминировали тоннель между Култуком и Маритуем, но взорвать им его не удалось, потому что «дожидались распоряжения командующего фронтом, но распоряжения не дождались, и пришлось спешно эвакуироваться под напором белых, не рискуя взорвать самостоятельно»».

Я думаю, что взорвать самостоятельно красные подрывники тоннель не решились, видимо, боясь навредить эвакуации своих войск с Порт-Байкала по железной дороге, вед они знали, что в направлении на Култук должны были пройти еще и минимум два бронепоезда красных, но не знали о том, что бронепоезда были пущены белыми под откос.

Командование красных зная, о подготовленном к взрыву тоннеле №19, но не имея радиосвязи с подрывной частью подрывной команды, которая заложила подрывные заряды в тоннель, не смогло дать команду на подрыв, а руководств подрывной команды погибло во время взрыва в Порт-Байкале.

Видимо, этим и объясняется почему катер «Волна» имея двенадцать красногвардейцев на борту был отправлен к туннелю №19, как именно к уже подготовленному к взрыву. Нужно было лишь дать электрический ток на провода к подрывным зарядам.

Наверняка, «Волна» не везла с собой взрывчатку, ведь подготовка туннеля к взрыву, способному вызвать обрушение многих тонн горных пород, достаточных по объему для закупорки тоннеля, дело не минутное, и в условиях подвижного фронта опасно уничтожение подрывников противником или попаданием в плен.

Геннадий Хипхенов пишет дальше: - «По рассказу того же И. Протасова, при первой же попытке высадиться на берег они были обстреляны чешским патрулем. Потеряв двух убитых, в том числе комиссара из Маритуя, подрывники вернулись назад в Слюдянку».

«По воспоминаниям чеха Э. Балатка, этот эпизод имел место еще до того, как их бронепоезд достиг тоннеля № 19. У пристани близ ст. Маритуй была замечена приставшая к берегу моторная лодка. Чехи обстреляли ее из пулемета, убив «большевистского комиссара». По мнению чехов, комиссар имел намерение поджечь ст. Маритуй (Геннадий Хипхенов, книга «Крушение Центросибири», стр. 287).

По моему мнению, чехи обстреляли без раздумий и сразу при обнаружении катер «Волну» лишь при одном условии — флот в тот период времени был на Байкале только у войск Центросибири. Поэтому чехи и стреляли во все, что ходит и плавает по Байкалу.

Дальше в книге говориться: - «Вероятно, по просьбе Уланова катер «Волна», минуя тоннель №19, сначала приплыл на пристань Маритуя, где жила его семья. Дальнейшие события, несколько отличающиеся от традиционной трактовки, известны со слов жителя Маритуя Гаалко Е.С.:

«Я слыхал ночью «ту-ту-ту-ту». А утром слышим: Уланова убили. У него товарищ был, он ходил, как милиционер, одетый и с наганом. Вот этот друг Дорофеев (или Ерофеев) и встретил его, когда катер к пристани подошел. Стрелять то начали, когда катер на воде был. Стреляли не шибко долго, но построчили. Толстых то ли убили, то ли ранили, он упал и утонул. Его потом достали и вместе похоронили. А Уланов еще живой был. Вышел, а Дорофеев спрашивает: «Кто идет?» Тот и ответил: «Комиссар Уланов». Он его и шлепнул».

Есть версия, что «Волна» вернулась обратно изрешеченная пулями. Командование красных узнав о том, что противник в Маритуе, тогда рискнуло уже провести силовую операцию и довести дело с уничтожением тоннеля 19 до конца.

В подтверждение моей мысли, что заминирован был лишь тоннель 19, косвенно подтверждает и автор произведения «Крушение Центросибири», описывая в абзаце втором на странице 288 утро 17-го июля 1918 года на Кргобайкалке: «... после спасения 19-го тоннеля чешский бронепоезд продолжил движение и сразу за туннелем встретил мчащийся на встречу на всех порах бронепоезд противника. Вероятно, он тоже имел приказ подорвать тоннель. После короткой перестрелки красные отступили».

Зная расстояние от Слюдянки до туннеля №19 Толстом мысу и примерные скорости перемещения «Волы» и бронепоезда, можно с уверенностью предположить, что бронепоезд был послан к Маритую именно после возвращения «Волны» в Слюдянку и доклада о неудаче командованию.

В 1933 г. по ходатайству жителей станция Хвойная Кругобайкальской железной дороги на 98-м км была переименована в Уланово в честь председателя Маритуйского совета комиссара Николая Уланова, похороненного на местном кладбище. Его могила сохранилась и на момент упразднения населенного пункта Уланово.

После строительства Иркутской ГЭС и образования Иркутского водохранилища станцию Уланово на КБЖД, после того как этот участок железной дороги стал тупиковым, ликвидировали. Теперь на этом месте осталось только каменное водоподъёмное здание с трубой и фундаменты разрушенных построек.

9 ноября 2023 года, уже депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, избранные в сентябре этого года, собрались на заседание комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении что бы разобраться с вопросом об упразднении поселка Уланово Слюдянского района Иркутской области.

Ознакомились с текстом пояснительной записки: в поселке Уланово отсутствует жилая застройка, иное недвижимое имущество физических и юридических лиц, муниципальные объекты недвижимости. Сельскохозяйственные, промышленные, строительные, транспортные и иные организации (индивидуальные предприниматели), а также перспективные месторождения в поселке также отсутствуют. Создание производств на территории населенного пункта не планируется. Кроме того, расположение поселка Уланово в границах Прибайкальского национального парка, наличие ограничений природоохранного законодательства оказывает существенное влияние на инвестиционную привлекательность данной территории. В генеральном плане Маритуйского муниципального образования и Стратегии социально-экономического развития Слюдянского муниципального района на период до 2030 года социально-экономическое развитие поселка Уланово не предусмотрено. Актом комиссии по упразднению поселка Уланово от 4 августа 2021 года установлено, что граждане, зарегистрированные по месту пребывания и по месту жительства, в поселке Уланово отсутствуют.

Вердикт был однозначный — ликвидировать!

15 ноября на сессии областного парламента депутаты проголосуют упразднить поселок Уланово и отправят документы на подпись губернатору.

Вот такой итог мы имеем от урбанизации России. Население не желает жить в сельской местности и стремится перебраться в города, подальше от могил предков, забывая историю своего рода.

Если урбанизация не прекратиться, то на карте России останутся лишь мегаполисы и города гиганты, несколько сел и поселки вахтовиков. Для такого способа жизни не нужна большая территория государства, ведь в городах население растет медленно, так как в городах низкая рождаемость людей, что зарождает конфликт с соседними странами имеющих переизбыток населения.

Чтобы избежать уменьшения площади страны, необходима программа на уровне федеральных властей, по поддержке жителей глубинки. Главное, чтобы у таких жителей была работа, а с ней и перспектива жизни в тихих уголках нашей Родины.

Анатолий ОБУХОВ, депутат Законодательного Собрания Иркутской области
история, Слюдянский район, Обухов Анатолий

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########