Новости KPRF.RU
В.И. Кашин принял участие в расширенном заседании в Национальном Центре Управления в кризисных ситуациях МЧС России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

Программа «Темы дня» (18.04.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: В Костромской области чиновники запретили людям строить, ремонтировать и ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: Наращивание мощностей оборонки стимулирует развитие целого ряда смежных мирных отраслей


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин принял участие в программе «60 ...

Наукоградам России - правовую защиту! Заявление Центрального Совета РУСО


Публикуем Заявление Центрального Совета РУСО. Наукограды являются стратегически важной ...

Рассвет ТВ. Николай Арефьев: " Я за национализацию банковской системы!"


Наличие у коммерческих банков полной "свободы рук" привели их к фактическому ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
01 сен 17:11в области

Не «менеджер», а толковый инженер

Два миллиона первоклассников из 17 миллионов школьников в эти дни впервые сели за парты. Многие студенты готовятся получить дипломы и вступить в самостоятельную жизнь. А для выпускников школ остается меньше года до сдачи ЕГЭ. Тревожно-радостные дни! Радость сочетается с тревогой.

Не «менеджер», а толковый инженер

Как пройдут линейки, если нельзя проводить массовые мероприятия? Как не допустить столпотворения в коридорах, в буфетах и столовых, если приходится учиться в две смены из-за нехватки школ? Не меньше учеников и студентов волнуются их родители: куда будет поступать их ребенок после окончания школы, найдет ли работу по специальности выпускник вуза?

Для многих родителей, как и для меня, небезынтересно знать, сможет ли дипломированный молодой специалист найти место в родном отечестве, быть востребованным, принести пользу обществу, а заодно помочь решить амбициозные задачи – войти в пятерку ведущих стран мира по экономике. Пусть не в 2024 году, но хотя бы в 2030-м. Ответа на этот вопрос пока нет, поскольку многие выпускники вузов мечтают работать за границей.

В своем ежегодном Послании к Федеральному собранию В. Путин хотя и сказал о необходимости повышения учителям заработной платы, но суровая реальность не позволит сделать этого, так как решить кадровую проблему даже миллионными пособиями, доплатой за классное руководство не удастся. К тому же для учителя переход на очно-дистанционную форму – дополнительная нагрузка, и будет ли она достойно оплачиваться? Для дополнительных выплат педагогам ресурсов в бюджетах различного уровня нет. Нет и стабильного повышения зарплаты, решения жилищной проблемы, и возвращения льгот, особенно сельским учителям. Кто из «сильных» учителей поедет сегодня в село, чтобы, лишившись многих благ цивилизации, получать 15-20 тысяч рублей. Не лучше ли стать репетитором, чтобы не составлять рабочую программу по своему предмету, требующую огромных физических усилий. И это не считая приложений текстов контрольных и самостоятельных заданий на предстоящий учебный год, да плюс тематическое планирование. Это работа высокооплачиваемых чиновников из министерств образования регионального и федерального уровня, не желающих заниматься этими вопросами, то есть обременять себя.

Преподавателям вузов тоже не позавидуешь. На бумаге, согласно майским указам Путина, зарплату преподавателям привязали к средней зарплате в регионе, которая из-за вируса и кризиса становится все меньше и меньше. А считают ее, как и в других отраслях хозяйства, то есть берут среднее арифметическое между ректором и десятком простых сотрудников, зарплата которых в десятки раз меньше начальника. Приходится подрабатывать в двух-трех местах, не оставляя времени для научной и методической работы.

Поэтому среди преподавателей школ и вузов практически не остается подвижников, они идут в бизнес по советам Д. Медведева. Их место занимают не учителя, а клерки с дипломами. Они не очень эрудированны в своих предметах, особенно в научной области. Вот почему Россия отстает от всего мира по написанию истинно научных работ, по внедрению передовых технологий в производство. Кому нужны их псевдонаучные статьи в псевдонаучных журналах? Они беспринципны и на экзаменах, ставя студентам положительные оценки согласно баллам, выставленным за посещаемость. «Каков поп, таков и приход», то есть какой преподаватель, такой и дипломник. И все довольны.

Вместо трехлетней отработки после получения диплома, как в советское время, молодые специалисты отправляются на «вольные хлеба» и едва ли найдут работу, связанную со специальностью по диплому. По данным исследования РАНХ и ГС, только 37 процентов молодых выпускников вузов, колледжей и техникумов работают сегодня по специальности. 29 процентов сказали, что их работа хоть как-то связана с тем, чему их учили. Чтобы работать на высокооплачиваемом месте по специальности (диплому) необходимо иметь «своих людей», или как говорили раньше, «лохматую руку» в ведущих компаниях.

Чтобы дать равные права всем при поступлении в вуз, необходимо школьное образование сделать бесплатным и общедоступным, что не должно подвергаться сомнению. Сегодня же существует немало статей, по которым родителям открыто или завуалировано приходится платить, не говоря об оплате за репетиторство, достигающее нескольких тысяч рублей в месяц. Как при этом не вспомнить, что советское образование было самым передовым в мире, и что уже к 20-м годам прошлого столетия была ликвидирована полная безграмотность.

Технологическая среда меняет людей. Книги, учебники давно заменили компьютеры. Мобильные средства связи сократили живое общение. Не в малой степени этому способствует и коронавирус. Раньше дети зачитывались фантастикой, классикой, грезили о стройках века, полетах в космос, хотели стать строителями, учеными. Сегодня власть постаралась изменить в глазах детей и родителей прерогативы – бизнес, чиновничья государственная служба – но не профессии, двигающие страну вперед. Негосударственные вузы не готовят специалистов тех профилей, в которых сейчас нуждается страна. Мало выпускается врачей, математиков, специалистов по естественным наукам. Кого можно подготовить на слабой материально-технической базе? Откуда ей взяться, если Минфин предлагает выделить на госпрограмму «Развитие образования» на 2,64 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году, расходы на программы высшего образования предлагается увеличить на 2,57 миллиарда рублей. На всю программу добавляют стоимость нескольких квартир в модном квартале Москвы или одного «незаменимого» футболиста.

Но как и где найти даже эти мизерные средства, если только за первое полугодие из России в зарубежные банки и офшоры вывели 35 миллиардов долларов или 2,5 триллиона рублей, что в два с лишним раза превышает расходы федерального бюджета на медицину и образование. Само собой напрашивается сравнение: бюджет Новосибирского университета порядка 70 миллионов долларов, бюджет Гарварда – 5-6 миллиардов долларов. Важно дать хорошее образование талантливым ребятам, помочь им реализовывать свои амбиции не на Западе, а в родной стране. А потому необходимо четко и ясно ответить на вопрос, что мы хотим сделать в образовании? Ответа нет. Сегодня уже образование не вернется в советское время и в советскую систему, так как мы живем в другой стране. Сейчас в ней полицейских – почти миллион, сотрудников спецслужб – более двух миллионов. Зарплата профессора почти в полтора раза меньше, чем зарплата лейтенанта полиции и равна пенсии сегодняшнего отставного военного. Об учителе не говорим. Расходы бюджета на спецслужбы превышают расходы на здравоохранение и образование вместе взятые в три раза. Значит, мы движемся не к обществу знаний, как утверждают президент и премьер-министр, а к полицейскому государству.

Век высоких технологий требует сегодня от молодых людей умения обращаться с большими объемами информации, развивать свои способности, опираясь на фундаментальные науки – физику, математику. И снова непонятные «ножницы» между понятиями надо и что делается. Сегодня большинство учащихся не имеют нормальных условий для учебы. Мизерная стипендия, низкий доход родителей заставляют их подрабатывать, что не способствует повышению знаний.

Образование – это планомерное обучение людей, создание условий для усвоения пройденного материала. Но кто даст эти знания? Вчерашние егэшники, дающие онлайн-уроки, дистанционное обучение, или менеджеры в модных пиджаках, просто ничего не знающие?

Когда власти в очередной раз твердят об «утечке мозгов», недостаточной квалификации выпускников вузов, невольно задумываешься: а что вы сделали для того, чтобы талантливые ребята не рвались в другие страны, чтобы среди нобелевских лауреатов снова появились ученые-россияне? Хочется верить, что будут выполнены майские указы Президента, что должно произойти индустриальное развитие нашей страны, что откроются тысячи предприятий и организаций, которые станут испытывать потребность в выпускниках вузов и техникумов своего профиля, а менеджера заменит настоящий инженер. Власти нужно услышать голос передовой молодежи, голос времени.

Евгений ДЕРКАЧ
образование, общество, капитализм

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########