Новости KPRF.RU
Дмитрий Новиков: Мировое значение опыта китайской модернизации будет неуклонно расти


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Комитета ...

Программа «Темы дня» (18.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Лидер КПРФ Геннадий Зюганов и кандидат в президенты от компартии Николай ...

Борьба продолжается!


18 марта в ИА ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная итогам прошедших выборов ...

Г.А. Зюганов: Наша программа будет реализована!


18 марта в ИА ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная итогам прошедших выборов ...

Г.А. Зюганов: В ходе выборной кампании посеян хороший будущий урожай


Лидер КПРФ - с политическим обозревателем KP.RU Александром Гамовым - Геннадий Андреевич, ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

ИГУ – на рубежах политпросвещения

В этом году Иркутский государственный университет отметил 100-летие со дня своего основания. На протяжении большей части XX века ИГУ был одним из важнейших идеологических центров в регионе, стремился к перманентному совершенствованию марксистко-ленинского образования и формированию коммунистического мировоззрения молодых специалистов. Для партийной организации университета это были одни из основных задач.

ИГУ – на рубежах политпросвещения

Идейно-политическое воспитание студентов проходило благодаря работе кафедры истории КПСС и кафедры научного коммунизма. Активно в этом направлении работала местная ячейка партии и различные кружки политического просвещения. Первичная организация университета прилагала усилия к тому, чтобы каждый коммунист, прежде всего преподаватель университета являлся пропагандистом и агитатором, отстаивающим политику партии, принципы марксизма-ленинизма.

В период становления партийной ячейки ИГУ в 1920-е – 30-е гг. одной из первостепенных задач была идеологическая борьба с буржуазной профессурой, недопущение её влияния на умы студентов. Научные работники не желавшие меняться, были уволены, предметные комиссии перестроили свою работу на фоне развертывания идеологической борьбы. Также с целью ликвидации политической безграмотности среди работников университета действовал специальный кружок при местном комитете, функционирующий под руководством ячейки.

Кружки, кроме прямой образовательной цели, разъяснения политических вопросов, побуждали слушателей читать газеты и другую литературу. Основной формой ведения кружка стали беседы на определенные темы. Формат докладов и читки проработанного материала не давал положительного результата, так как был плохо усвояем для слушателей.

В 1928 году при Иркутском госуниверситете функционировало восемь кружков. В пяти кружках текущей политики занималось 180 слушателей, из них 72 партийцев и 28 комсомольцев. Три марксистко-ленинских кружка охватывали 110 слушателей.

Основным методом проведения занятий являлись беседы. В кружках обсуждались итоги деятельности партии, вопросы международного положения и в целом работа в Сибирском крае. Например, за период с 28 февраля по 11 апрель 1928 г. были проработаны следующие темы «Китайская революция», «Хлебозаготовки 1928 г.», обсуждение партийных пленумов.

Марксистко-ленинские кружки затрагивали по большей части изучение теоретических аспектов марксизма, социализма, коммунизма, а также приобщали слушателей к работам К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина.

В военные годы беседы со студентами проводились на следующие темы: «Идеология фашизма»; «Силы антигитлеровского фронта», «Международный фронт борьбы против фашизма», «Ленин и Сталин в защите социалистического отечества». Также проводились патриотические лекции по военному воспитанию и увеличению боевой способности советской молодежи.

Под руководством секретаря парторганизации Власова Н. А. еженедельно проводились семинары агитаторов для обмена опытом, на которые также приходили научные работники университета. Всю мощь идеологической обработки населения ярко продемонстрировала одна из тем для подготовки агитаторов: «Фашистские извращения античной истории».

На бывших избирательных участках с начала учебного года проводился ряд бесед и читок по Великой Отечественной войне, где озвучивались сообщения информбюро и освещались боевые эпизоды. Также на занятиях проводилась агитация по сбору средств и теплых вещей для солдат Красной Армии.

При секретаре парторганизации Травлинском В. Н. за 1950-1951 учебный год политико-воспитательная работа с научными работниками и техническим персоналом в университете проводилась: в вечернем университете марксизма-ленинизма; на предметно-тематическом семинаре; в кружке по изучению истории ВКП(б) повышенного типа и второго года обучения; в кружке по изучению биографии И. В. Сталина; в кружке текущей политики.

Под контролем Шкуро В. А. – секретаря парткома в 1956-1957 учебном году функционировали следующие кружки: кружок текущей политики; кружок политэкономии; семинар для лаборантов университета; вечерний университет марксизма-ленинизм.

Положительных результатов добился секретарь парторганизации ИГУ Гребнев П. Х. В 1964-1965 учебном году в университете работало 18 методологических семинаров и кружков, в которых обучались 437 человек, из них 206 коммунистов и 30 комсомольцев.

На протяжении работы парткома функционировали различные виды кружковых форм, однако неизменной формой оставались кружки текущей политики, так как они были более понятны для слушателей и имели больше связи с реальной жизнью.

До 1960 года в Иркутском государственном университете существовало два агитколлектива: один для работы в учебный группах со студентами вуза, другой для работы с избирателями.

Агитколлективом университета по работе с населением на период выборной кампании применялись следующие формы проведения агитационно-массовой работы с избирателями: индивидуальные и групповые беседы, доклады и лекции на собраниях избирателей в агитпунктах.

Темы бесед определялись главной задачей агитколлектива – повышение уровня знаний населения об избирательном законодательстве и электоральных процессах. Беседы проводились по следующим темам: «Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР», «Сталинская конституция», «тов. И. В. Сталин – всенародный депутат», «О выборах в СССР и в капиталистических странах», «Техника голосования», а также вопросы о международном положении, о великих стройках коммунизма, жизни и деятельности В. И. Ленина.

По инициативе секретаря Травлинского В. Н. в 1960-1961 учебном году партийным бюро было создано два агитколлектива для учебных групп: на естественных факультетах – руководитель М. И. Капустин, и на гуманитарных факультетах – руководитель Т. С. Большакова. Через данные агитколлективы партийное бюро стремилось идеологически воспитывать и политически образовывать широкие массы студенчества, подстраиваясь под особенность изучаемой ими специальности. Однако не всех студентов удавалось охватить, не получалось каждую беседу в учебных группах сделать увлекательной и интересной.

В 1963-1964 учебном году по инициативе партийного комитета университета был введен политчас (2 часа в неделю), предусмотренный учебным расписанием на факультетах. В отведенные политчасы не реже двух раз в месяц проводилась политинформация.

Для каждого учебного года парторганизацией ИГУ составлялся план идейно-воспитательной работы, включавший вопросы о выполнении методических планов, о повышении успеваемости, о соблюдении расписания занятий, о научно-исследовательской деятельности, о творческом процессе, о газетах и стенгазетах и т. д.

На протяжении деятельности партийной организации в вопросе политического просвещения наблюдался ряд недостатков как со стороны руководства организации, деятельности агитаторов, так и со стороны слушателей. Имелись и системные недоработки.

В 1927 учебном году беседы, кружки были местом сбора слушателей, поэтому многие хотели донести информацию и решить ряд вопросов, пока люди находятся вместе. Перед проведением занятий поводились организационные собрания, тем самым к беседам приступали с опозданием. Дни, отведенные для кружков, загружались выступлениями, заседаниями комиссий академического характера, что, следовательно, отнимало время у членов кружков.

В 1928 году были случаи массового перехода слушателей из кружков текущей политики в марксистко-ленинские кружки. Причиной этого стала безответственность руководителей и проведение малоинтересных занятий для слушателей, что впоследствии станет системной недоработкой парторганизации.

В 1956-57 учебном году поднялась проблема безразличного отношения к воспитательной работе со стороны преподавателей непрофильных кафедр. Преподаватели были убеждены, что вопросом политвоспитания обязаны заниматься только научные сотрудники кафедр общественных наук. Парторганизация ИГУ пыталась разрушить этот стереотип, объясняя важность ведения полит учебы разнопрофильными специалистами с привлечением преподавателей различных кафедр.

Аналогичная ситуация произошла на математическом факультете ИГУ в 1970 г., тогда зам. декана по дневному отделению определил представителей партбюро ответственными за низкую успеваемость и несвоевременное проведению занятий.

Политико-воспитательная работа со студентами требовала от парторганизации, деканата, комсомола и профсоюзных организаций полной включенности в процесс. «Перекладывание ответственности приведёт к системным недоработкам в данном вопросе», - говорил секретарь парторганизации Васильев И. П.

Отрыв позиции парторганизации от мнения студентов проявился в следующем: студенты убеждены, что устные политбеседы, в частности беседы агитаторов, изжили себя, являются малоэффективной и не интересной формой. Парторганизация имела кардинально иное мнение: политагитация – старейшее и испытанное идеологическое оружие, которое не утратило своей роли. В ответ на позицию студентов были приняты меры по доработке системы агитколлективов. Более вдумчиво стали подходить к комплектованию материалов для занятий и привлечению эрудированных людей. Однако эти меры общей ситуации в госуниверситете не изменили.

Среди основных систематических недостатков в деятельности партколлектива ИГУ можно выделить следующие: низкая дисциплина, неудовлетворительная успеваемость и активность слушателей; агитаторами слабо прорабатывался материал для занятий; не закреплялись постоянные руководители кружков, наблюдался отзыв руководителей; слабо проводился контроль за проведением бесед со стороны партийных, комсомольских и профорганизаций факультетов.

Однозначную оценку деятельности парторганизации в вопросе политико-воспитательной работы дать невозможно. В целом во многих отчетах, протоколах заседаний парткомом госуниверситета представлена удовлетворительная оценка эффективности своей работы в данном направлении. Можно отметить, что, судя по количеству мероприятий, бесед, лекций, которое посетили определенное число человек, партком университета преуспевал. Однако реализация планов политвоспитательной работы часто превращалась в самоцель, что приводило к потере качества, к проведению мероприятий ради мероприятий. Немало зависело руководителей парткома и различных направлений деятельности.

В целом можно сказать, что на протяжении деятельности партийной организации при ИГУ политико-воспитательная работа проводилась постоянно, исходя из существующей повестки дня. Парторганизация была заинтересована в перманентном росте охвата слушателей, повышении качества проводимых бесед и в целом повышению политической грамотности населения.

Материал подготовлен на основе статьи Надежды РУСАК, сотрудника Государственного архива новейшей истории Иркутской области
история, образование, общество

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########