Новости KPRF.RU
В.И. Кашин: Программу научно-технического развития АПК – в жизнь


(Из выступления заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной ...

В Екатеринбурге на митинге Медведеву устроили "судный день"


22 сентября в Екатеринбурге состоялся третий по счету митинг против повышения пенсионного ...

Хроники капитализма. Каково быть рабочим магазина розничной торговли


В своей статье мне хотелось бы рассказать об условиях труда в сфере розничной торговли, ...

В Орле состоялся общеобластной митинг протеста против антинародной пенсионной реформы


22 сентября Орловское городское отделение КПРФ провело акцию протеста против пенсионной ...

Ростовская область. Не допустим социальный террор власти против собственного народа!


22 сентября на площади у ростовского Дворца спорта в ходе третьего этапа Общероссийской ...

Архивы публикаций
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
09 июл 14:02в области

Александр Анфиногенов: Где найти резервы для северных территорий

Иркутская область переходит на пятилетнее госпланирование. Оценивать развитие региона начнут не по количеству потраченных денег, как это происходило до сих пор, а по эффекту, который эти деньги дали области и ее жителям. Главная задача новых «пятилеток» – создавать те предприятия и те объекты, которые действительно нужны Прибайкалью, а не те, что навязываются из политических или корыстных соображений.

Александр Анфиногенов: Где найти резервы для северных территорий


По мнению Александра Анфиногенова, руководителя ОГУЭП «Облкоммунэнерго», такой способ территориально-экономического планирования позволит включить экономически оторванные районы, особенно северные, в орбиту развития региона – простые и рациональные решения для этого лежат буквально на поверхности. Надо лишь добиться, чтобы они были озвучены и попали в итоговый документ.

- Можно по-разному относиться к «пятилеткам», но на самом деле этот метод в свое время советские власти позаимствовали у передового зарубежного бизнеса. Пять лет – это минимальный цикл развития проекта. Ни один серьезный инвестор – если он, конечно, не намерен выжать все ресурсы из территории и скрыться, – не будет рассматривать предложения с горизонтом планирования меньше пятилетнего. И то, что власти вновь обратились к этой практике, – обнадеживает.

У управления предприятием и управления муниципалитетом много общего. Есть источник дохода: для предприятия это выручка от реализации продукции, для муниципалитета – налоговые поступления от предприятий, которые работают на его территории, есть расходная часть – производственные затраты и обеспечение условий для жизни населения, соответственно. Вот только сейчас ситуация такова, что нашим муниципалитетам требуется не просто управление, а управление антикризисное. А что делать, чтобы вывести предприятие из кризиса? Увеличить прибыль. Это можно сделать двумя способами: увеличить реализацию или снизить затраты. Для увеличения доходов, скажем, нужно продавать товаров и услуг больше или дороже. Но это зависит от внешней конъюнктуры – есть ли у покупателей деньги, захотят ли они покупать больше, готовы ли заказчики заключать договоры? Влиять на внешние условия сложно. И второй путь – можно сократить расходы, – это уже внутренняя задача самого бизнеса – где и какие резервы он у себя обнаружит.

Примерно так же обстоят дела и в муниципалитетах. Только в отличие от бизнеса, источник дохода муниципалитета находится внутри, то есть в зоне его влияния – это те предприятия, которые работают, ведут бизнес на его территории. Создавая им условия можно добиться их развития и увеличения налоговых поступлений. Пересмотрев расходную часть – перенаправить средства на другие важные направления. Не секрет, что сегодня нашим территориям, особенно северным, средств хватает разве что на зарплату бюджетникам и отчасти на коммунальные платежи. А потребностей много.

- Александр Юрьевич, но ведь бывает и так, что резать расходы дальше просто некуда.

Бывает и так. «Облкоммунэнерго» тому пример – мы выявили все скрытые резервы, какие только возможно, сократили расходы до предела. И теперь наша надежда на то, что государство повернется лицом к коммунальной энергетике и создаст программу обновления этой инфраструктуры, а также наведет порядок с тарифами. Обеспечит прозрачный механизм формирования тарифов – чтобы его хватало не только на зарплату и оплату потерь, но и на инвестиционные программы. Я это говорю не о тарифах для населения, о внутренних тарифах котла, о тарифах которыми энергопредприятия рассчитываются между собой. Там тумана ещё больше, чем с потребителями. Наводить порядок нужно и с платежной дисциплиной со стороны «держателя котла» и гарантирующего поставщика электроэнергии. Но, поверьте, в случае с муниципалитетами, резервы сокращения расходов имеются, и немалые.

- Например?

- Например, рациональное распределение потоков топлива в системе ЖКХ. Сегодня у нас складывается парадоксальная ситуация: в Байкальске планируется строить котельную на отходах деревопереработки, опилки и пеллеты для которой будут везти из наших северных районов. А вот на самом севере, в том же Магистральном, где эти опилки лежат огромными горами и где предприятия не знают, как их утилизировать, строим угольные теплоисточники и везем уголь с юга. Поставьте котел на опилках – сегодня есть технологии с высоким КПД – вы сэкономите на доставке топлива, сможете снизить тарифы для населения, снизить затраты местных бюджетов на коммунальные платежи за муниципальные учреждения.

Другой пример: дороги. Наш север сегодня живет без нормальных дорог. Это отражается и на населении, и на бизнесе, и на бюджетах. Потому что доставка товара по плохой грунтовке, в ограниченный период по зимнику, по реке и воздуху – в разы дороже, чем по хорошей ровной дороге. А это закладывается в цены на билеты, на продукты, на товары первой необходимости. Дорогу к Жигалово строили с конца 90-х годов, когда в 2004 году я уходил из Агродорспецстроя, там оставалось достроить около 30 км. Но за всё прошедшее время так и не достроили. Хотя на тот момент земляное полотно было уложено, нужно было сделать 30 км «дорожной одежды» и закатать ее в асфальт. Достроим дорогу – доставка станет дешевле.
Бодайбо сегодня живет вообще без дорог. Поэтому тот же уголь для котельных авралом завозят по весенней воде. При этом его стоимость вырастает в разы – на разрезе тонна угля стоит 1,5-2 тысячи, примерно 500 рублей за тонну берет железная дорога за доставку, провоз от Киренска до Бодайбо на барже уже обходится в 2,5 тысячи за тонну. Если достроить мост через Витим и привести в порядок дорогу до Таксимо, то топливо можно довезти железнодорожным транспортом до Таксимо, а оттуда круглый год, без авралов – грузовиками. Стоимость тонны угля на котельной упадёт – упадут тарифы, сэкономят и люди, и бюджет. Малый и средний бизнес тоже скажет спасибо – ему будет легче возить товары (не будет на прилавках просроченных продуктов), дешевле будут запчасти, ГСМ, расходники, он сможет снизить цены и нарастить обороты. Бодайбо перестанет быть территорией, оторванной от «большой земли».

- Думаю, что кроме дорог, немало и других решений…

- Причем эти решения уже принимали наши предки задолго до нас. Надо лишь вспомнить и возродить опыт. Строить новое, сохраняя лучшее. В Качугском и Жигаловском районах, вдоль Лены селились пахотные крестьяне. В Анге вообще были сельскохозяйственные угодья Качугского монастыря. Получается тогда без тракторов, без удобрений люди могли возделывать эту землю, могли разводить скот – качугское масло славилось на пол-России – а сейчас нет? В Мамско-Чуйском районе ищут золото… Ербогачен, и опять же Жигалово – пушной промысел…

- Но ведь в массе своей такие решения не полномочия муниципалитетов…

- Такие решения принимаются на областном уровне, без сомнения. Но для этого они должны генерироваться на местном уровне, а затем их нужно отстаивать на областном. А значит – нужно работать в связке с представителем территории в законодательной власти, нужно чтобы он болел за свою территорию, принимал работающие законы, а не пустые, популистские, чтобы понимал необходимость и эффект таких решений. Был, в хорошем смысле, грамотным менеджером своей территории. И то, что область поворачивается к пятилетним планам, ставит в основу собственные интересы и нужды, а не интересы заезжих инвесторов, внушает надежду на то, что включить в общую программу и добиться исполнения предложений оторванных территорий будет реально.

Или вот реконструкция аэропорта в Бодайбо, понятно, что такую задачу местный бюджет просто не потянет. Даже возможности областного бюджета в одиночку эту проблему не решат, нужно подключение федеральных структур, федерального министерства транспорта. У команды губернатора такие возможности сейчас есть и нужно этот вариант использовать.

Губернатор Сергей Георгиевич Левченко заявил, что 12 пунктов его программы реализации «иркутской пятилетки», при совместной работе исполнительной и законодательной ветвей власти, вполне реализуемы, посильны. Как промышленник, практик, я с этим полностью согласен. Нужно только, чтобы и интересы северных районов были учтены на должном уровне, чтобы было сильное, продуктивное представительство их на областном уровне. Если включить необходимые для северных территорий проекты в план «иркутской пятилетки», то большую часть проблем северных территорий можно будет решить уже в ходе первой пятилетки, за ближайшие пять лет. И тогда у наших северных территорий будет шанс вернуться с обочины, на которой они оказались в последние годы, в общий вектор развития региона.

Елена ВИТАЛЬЧЕНКО
Иркутская область, Левченко

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########