Новости KPRF.RU
Доклад В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»


Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ ...

Программа «Темы дня» (28.03.2024) на телеканале «Красная Линия»


В ВЫПУСКЕ: Долг погашен: Коммунисты Пушкинского горкома совместно с ЦК КПРФ помогли ...

В.И.Кашин принял участие в заседании Коллегии Россельхознадзора


28 марта 2024 года Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ...

Рассвет ТВ. Ренат Сулейманов. Частному бизнесу не место в ЖКХ!


В последнее время Россияне встревожены ростом аварийности жилых домов, техногенными ...

Юрий Афонин в эфире «России-1»: У подавляющего большинства террористов мира один хозяин – западный империализм


Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин принял участие в программе ...

Архивы публикаций
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

ТЭК в лапах олигархов теряет свою доходность. Интервью с Сергеем Левченко

Депутат-коммунист Сергей Георгиевич Левченко, губернатор Иркутской области в 2015-2019 годах, а сейчас первый заместитель председателя думского комитета по энергетике, проанализировал минфиновский проект федерального бюджета на 2023-2025 годы и пришёл к выводу, что базовый источник доходов в государственную казну – топливно-энергетический комплек (ТЭК) – утрачивает свою доходность.

ТЭК в лапах олигархов теряет свою доходность. Интервью с Сергеем Левченко


Своими выводами он поделился в интервью:

- Если говорить о бюджетном выражении состояния топливно-энергетического комплекса, то хотел бы отметить, что авторы данного законопроекта сочли так: раз в мире экономический кризис, вызванный пандемией и прочей турбулентностью, раз введены санкции против РФ, да ещё и рубль укрепляется, то в ближайшие три года будут сокращаться и доходы от природных ресурсов, прежде всего, - нефтегазовых, Они посчитали, что в этом году доля нефтегазовых доходов составит 42%, в следующем – будет не более 39%, потом – 31%, далее – 30%...

- В чём главная причина спада?

- Мировая экономика не может закупить столько углеводородов, сколько мы предлагаем.

- Но наше руководство решило направить углеводороды на Восток?

- Мы только пытаемся повернуться на восток. Пока такой поворот не удалось сделать, и потому снижается экспорт газа. Например, на следующий год по сравнению с текущим, планируется уменьшение продажи голубого топлива на 40%.

Вся политика российского руководства в предыдущие годы, десятилетия, какие бы заявления ни провозглашались, строилась исключительно на увеличении поставок нефти и газа за рубеж. И когда, в связи со сложившейся международной ситуацией, запад отказался во многом от покупки наших нефти и газа, то наши менеджеры пытались почти год свой энергетический экспорт повернуть на восток. Но, это не удалось… Решили резко снизить поставки газа за рубеж.

-Таково действие одной из санкций запада против РФ? Или причина ещё и в повреждённом газопроводе «Северный поток»?

- Причин много. Одна из них – существующая газотранспортная сеть ещё не до конца способна перегонять газ на восток, инфраструктура для этого не полностью готова. Да, и восточные страны не торопятся заключать с РФ соглашения о новых, увеличенных контрактах на покупку газа, понимая, что мы, Россия, находимся в безвыходном положении. Сырую нефть мы мало перерабатываем, а тот объём нефти и газа, который у нас освободился из-за отказа Европы покупать его, стремительно накапливается. Ждут, что ситуация заставит нас снижать цены.
А мы делаем свои выводы. Несмотря на многочисленные заявления наших ответственных лиц «слезть с сырьевой иглы», в стране продолжала выстраиваться уязвимая от внешнего мира экономическая политика.

В нулевые годы, когда мировые цены на углеводороды выросли в 3 раза, нынешняя власть не вкладывалась в переработку сырья, а выделяла средства банкам, которые сразу же отправляли ресурсы за рубеж. Сейчас, когда мы недопустимо стали зависеть от импорта, продолжается та же политика снижения инвестиций в отечественную экономику. Не случайно РФ оказалась на 99-м месте из 134 стран по уровню эффективности социально-экономического управления.

- Правящая буржуазная верхушка гналась за быстрым обогащением и не думала о последствиях для государства, народа?


- Конечно. Правящий режим полностью работал и работает по сей день, что подтверждает специальная военная операция, на крупных олигархов. Продаёт углеводороды в большей степени не государство, по магистральным трубопроводам гонят сырьё те, кто получил эти ресурсы в собственность. Получил ни за что, просто так. Хотя по Конституции природные богатства, полезные ископаемые принадлежат народу.

- Но оказались эти богатства почему-то в руках «эффективных собственников?

- Они и продают богатства наших недр, получают деньги, а нам, - стране, народу – остаются крохи в виде налогов, причём в небольшой доле, потому что работают ещё и оффшоры, и разные механизмы снижения прибыли, чтобы налоги оставались совсем небольшими.

- И продолжается это порочное обогащение?


- Ничего не поменялось. Разве что сейчас, когда на Западе не берут у нас нефть и газ, так наши спешат перенаправить углеводороды на Восток. Но пока это в большей степени задумка.

Есть ещё один момент, связанный с нефтегазовыми доходами. Даётся такое обоснование тому, что эти поступления в бюджет будут снижаться: мол, мы не виноваты, у нас не берут наши углеводороды.

Однако что привело к такому тупику? Мой ответ: наша международная политика. Всё было гладко, и вдруг – санкции, ссоры, отказ Запада от покупки наших углеводородов.

Понимая, что любимые «партнёры» отвернулись, а с Востоком ещё не заключены контракты, и вряд ли в ближайшее время на имеющийся к продаже объём сырья мы их заключим, разработчики проекта бюджета написали, что на тот же объём увеличатся не нефтегазовые доходы.
Но как это произойдёт? Какое чудо случится с нашими промышленностью и экономикой, после чего они начнут расти и наполнять бюджет? Увеличение налогов и поступлений в бюджет может произойти только при развитии производства. А если мы его не развивали и сейчас мы его не развиваем, то с чего вдруг появится увеличение налогов?

- Силуанов сказал, что должны появиться 8 заводов по производству электронной продукции, и на это в один год будет направлено 124 млрд рублей, в другой – 126 млрд.

- Так это копейки… Как их может хватить на 8 предприятий.

- Министр ещё сказал, что часть суммы может быть взята из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Только Фонд тоже уменьшается, в нём 4 трлн рублей неизвестно куда испарились…


- В том то и дело. Вложения в экономику, инвестиции в промышленность уменьшаются. И ничего сверхъестественного не произойдёт. Откуда возьмутся через год не нефтегазовые доходы? Это чистой воды фикция.

И даже внутри топливно-энергетического комплекса (ТЭК) не произойдёт ничего хорошего. Все эти годы, десятилетия надо было развивать, расширять переработку сырья, помимо нещадной эксплуатации недр. Но, и здесь мы видим мизерные инвестиции, и никакого прорыва в области переработки. Поэтому в бюджете-трёхлетке запланировано снижение добычи не только газа, но и нефти.

- Из-за того, что её будут мало покупать или исчерпываются разведанные запасы?

- И то, и другое. Ресурсы, действительно, исчерпываются. Наши традиционные нефтяные месторождения уже более, чем на 50% опустошены. А новые, чтобы они заработали, требуют больших вложений, времени, трудозатрат, чего у нас нет.

И опять – бюджетное чудо? Наряду со снижением добычи нефти закладывается увеличение её экспорта.

- Взаимоисключающие положения?

- В правительстве считают, что мы не будем развивать внутреннюю переработку сырья, а будем пытаться продать нашей сырой нефти как можно в большем объёме в зарубежные страны.

Об этом говорят бюджетные цифры: если экспорт нефти в 2021 году составил 231,0 млн тонн, то в этом году вывоз будет в объёме 243,1 млн тонн, 250 млн тонн планируют вывезти из РФ в 2023 году, 255 млн – 2024-ом, 260 млн – в 2025-ом. При снижающейся добыче: с 523,7 млн тонн в 2021 году до 515 млн в текущем году, до 430 млн – в 2023-ем, 495 млн – в 2024-ом…

Снижение добычи с одновременным увеличением экспорта говорят о том, что развития переработки сырья не планируется.

Но планируется изъятие из ТЭК дополнительных доходов: из нефтяной отрасли – 400 млрд рублей, из газовой – 1,3 трлн рублей, из угольной – 60 млрд рублей, при методичном снижении инвестиций. Заверения власти об ожидаемой большей переработке в правительственном бюджете не подтверждаются.

… Потому мы и не достигли ни импортозамещения, ни создания 20 млн высокотехнологичных рабочих мест, ни ухода от сырьевой зависимости. Реальная экономическая политика в стране всегда была иной, чем власть обещала.

А чтобы люди не раскусили этот блеф, они запускают такое информационное сопровождение, которое круглосуточно людям в головы вколачивает откровенную ложь про то, что всё прекрасно.

И ещё один вывод в отношении ТЭК, который мог бы нам дать прирост валового внутреннего продукта (ВВП) при одновременном снижении себестоимости всей нашей продукции. Всей – сельскохозяйственной, промышленной.

У нас, как я вначале сказал, планируется снижение экспорта газа: с 205,6 млрд куб метров в 2021 году до 142 млрд куб метров в 2023 году, и до 125 млрд куб метров в 2024-2025 годах. Почти в 2 раза… Это, конечно, деградация отрасли.

Но есть ресурс, который можно было бы давно использовать, и сейчас можно наверстать упущенное, если начать его оперативно использовать.

Сегодня техника: транспортная, строительная, грузовая, пассажирская работает, в основном, на бензине и дизтопливе. Но есть способ заправлять транспортные средства сжиженным природным газом (СПГ). Это сразу даст снижение транспортных расходов на 30%.

А так как транспортные расходы заложены в стоимость любой продукции, начиная с экспорта и доставки любых ресурсов, то оперативный перевод транспорта, да всей техники, на СПГ, снизило бы и стоимость перевозок, и стоимость строительства. Всё удалось бы удешевить за счёт перехода работы техники на СПГ.

Наша продукция стала бы дешевле на порядок, как для наших потребителей, так и зарубежных. А дешевле – значит, более конкурентоспособней.

Сегодня есть уже индивидуальные образцы по многим видам техники – по самосвалам, экскаваторам, погрузчикам, по пассажирским автобусам. Эта техника нашими предприятиями, выпускающими для неё двигатели, уже освоена. Если начать выпускать эту технику для сжиженного природного газа, то это даст нам увеличение объёмов использования газа внутри страны и снижение себестоимости всех видов продукции.

- Очень оптимистичное предложение. За него стоит тут же ухватиться…

- К сожалению, ничего подобного ни в бюджете, ни в других планах правительства не заложено.

Я привёл только один пример, на основании чего, если бы по государственному мыслили руководители РФ, можно было бы многое сделать для поднятия нашей стагнирующей экономики.

- Как, по-Вашему, в Минпромторге, Минфине, Минэкономразвития до этого не додумываются или это им не интересно и не нужно?

- Полагаю, им интереснее продавать сырьё. Это проще владельцам, т.е., «эффективным собственникам».

- Людям с торгашеским мышлением?


- Именно так. Да. Природные ресурсы у нас по Конституции народу принадлежат. Но мы знаем этот «народ» наперечёт. Это несколько десятков человек, которым намного проще перегонять наши углеводороды по построенным в советское время трубопроводам, чем создавать новые производства.

Скажем, изготовление пластмасс, других видов продукции из нефти и газа, - дало бы огромный прирост нашей экономике, налоговые поступления. Это было бы рачительное использование природных ресурсов, чем примитивное сжигание.
Почему бы не начать использовать СПГ? Это ж дешевле и экологичнее по сравнению с дизтопливом, это дало бы снижение вредных выбросов в 100 раз. А если уж совсем по государственному подходить, то из этого сырья надо выпускать продукцию, а не сжигать.

Но самое плохое – это продажа ценнейшего сырья за рубеж. Мы гоним туда сырьё, а потом из наших же нефти и газа покупаем различные изделия, и зависим от них.

- У нас даже ВТО остаётся неприкосновенным, хотя нам столько уже пинков надавали…

- Так мы сами на это подписались и находимся в унизительном положении. Мы сами себя загоняли в это положение и вступлением в ВТО, куда просились 17 лет, и подписанием множества документов, невыгодных стране. В том числе обязательства о том, что цены на углеводороды будут у нас внутри страны мировые, поэтому у нас постоянно растут тарифы, и что мы будем снижать дотации сельскому хозяйству, поэтому наши крестьяне стонут от нехватки средств. Мы соглашались на кабальные условия во всём, лишь бы пустили нас туда, на порожек… А сейчас нам предъявили 12 тысяч рзаичных санкций, чтобы полностью разрушить нашу экономику.

- Но мы не слышим покаянных слов от кремлёвских стратегов. Не видим стремления с их стороны исправить перекосы. Почему?

- Страна остаётся слишком зависимой. Руководство, система у нас буржуазная. Те персоналии, которых мы хорошо знаем, по-прежнему очень зависимы от запада. А они как раз правят бал в стране. Сегодняшнее высшее руководство РФ выражает интересы вот тех самых олигархов, которые разбогатели на природных ресурсах России. Их интересы для власти – превыше всего… Этим и объясняется то, что мы инфраструктуру Украины не бомбим, и трубопроводы, и дороги сохраняем, оставляя беспрепятственную возможность доставки для нацистов зарубежной военной техники, которая убивает наших солдат, наших граждан.

… Сегодняшняя власть – это верхушка айсберга. Она публична, она заявляет во всеуслышание то, что народу нравится. Но держится она на той подводной части, которая себя не рекламирует, но является главной в принятии решений.

- Несмотря на войну, которая расширяется каждый день, она уже перекинулась на территорию России, в нашей экономике ничего не меняется. Тот же бюджет 30 лет верстается по одной и той же схеме, хотя мир уже изменился… А у нас – 90-ые, ущербный бюджет и производство на нулевом цикле.


- Нынешняя российская власть по-другому не может. А про бюджет я бы сказал, что он во многом рекламный. Мы все видим, что идёт спецоперация, идёт жёстко, расходы растут, всё больше и больше людей втягивается в эту воронку. А бюджет – тихий омут.

- Почему же он рекламный?


- Его задача – доказать, что ничего особенного у нас не происходит. Идёт спецоперация? Так она как бы и не касается большинства народа страны. Она касается лишь части министерства обороны. А вы, массы, ведите себя спокойно. Вот вам обычный мирный бюджет. Занимайтесь им, делите его…

Думаю, это способ людей отвлечь от специальной военной операции, от провалов и зол.

- Но сегодня уже каждый школьник понимает, что спецоперация идёт, что касается она каждого в России?


- Совершенно верно. Но бюджетом, также и как информационно-телевизионной мишурой людей убаюкивают. Для страны проводимая политика, касающаяся в том числе и ТЭКа, пагубна, она лишает страну, народ перспектив построить экономику динамичную, конкурентоспособную, передовую, развивающуюся с самым высоким уровнем переработки углеводородного сырья. Для этого нам и даны такие несметные природные богатства. Но бездарная власть, алчные нувориши истощают силы нашей России.

- Спасибо, Сергей Георгиевич.

Интервью вела Галина ПЛАТОВА
Левченко, экономика

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
САЙТЫ
Личный кабинет
#########